+7 (812) 309-46-29

Search form

You are here

Опубликовано:
06.07.2017

Сегодня исполняется 208 лет со дня рождения архитектора Александра Пеля, автора более 500 зданий в Петербурге.

 Сегодня исполняется 208 лет со дня рождения архитектора Александра Пеля, автора более 500 зданий в Петербурге.

 Александр Христофорович Пель (настоящее имя Александр Эдуард) родился в Санкт-Петербурге 6 июля 1809 года. Среднее образование получил в Петришуле, где обучались все дети немецкой общины. Работать начинал как каменных дел мастер.  По некоторым сведениям, Академию художеств будущий зодчий не окончил по «растроенному здоровью», которое не помешало ему прожить более девяноста лет.  Проучившись в Академии всего лишь год, Александр Пель был аттестован в звании свободного художника, стал затем академиком архитектуры и почетным  вольным общником Академии художеств. С 1829 года работал помощником Огюста Монферана на возведении Александровской колонны и Исаакиевского собора. 

Работу у Монферана в течение тридцати лет и службу в четвертом Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии Пель успешно сочетал с активной самостоятельной проектно-строительной деятельностью. 

А.Х. Пель сыграл важную роль в формировании массовой застройки Петербурга. Как отмечается в   профессиональной литературе, А.Х.Пель стал автором более 500 зданий. Большинство из них, особенно мелкие строения, не дошли до наших дней, но и сегодня в городе насчитывается более пятидесяти сооруженных или перестроенных Пелем  зданий. 

В начальный период своего творчества, в 1830-е годы он следует традиционным приемам жилой застройки позднего классицизма. Простые безордерные фасады с ровным строем окон имеют скупую отделку – руст, замковые  камни, архивольты, сандрики. Типичные  дома-представители позднего классицизма – дом Х.Я. Таля (1834; Гороховая ул., 19); Я.Шиля (1832; М. Морская ул. 23/8; перестройка); доходный дом А.Н. Демидова (1841; М. Садовая ул., 3); В.А. Наумовой (1837; Стремянная ул., 14); И.Г. Лауферта (1837; Б. Морская ул., 27; перестройка) и многие другие. 

Важное средообразующее значение имеют два угловых дома – И.Д. Черткова и Я.П. Оливье,  расположенные по диагонали у Каменного моста (1840; наб.кан. Грибоедова, 47 и 42 – Гороховая ул., 24 и 29 соответственно). Отличительная черта дома Оливье – четыре небольших эркера прямоугольного сечения. А.Х. Пель одним из первых стал вводить эти новые объемные элементы – «крытые балконы», которые позволяли расширить помещение, открыть свет и обзор. 

Один из последних представителей позднего классицизма, Пель продолжает применять прежние приемы и детали после заката этого стиля. С годами строгие безордерные композиции становятся более сухими и теряют свою стилистику. В круг пелевских построек,  стиль которых можно определить как постклассицизм, входят доходные дома Г.К. Юргенса (1847; ул. Короленко, 6); И.П. Лесникова (1847; Караванная ул., 9; перестроен); И.Л. Логинова (1849; Невский пр., 61; фасад изменен); Вернера (1852-1853; Литейный пр., 27), а также собственный дом архитектора, возведенный в 1846-1847 годах (Моховая ул., 22 – ул. Пестеля, 12). Особая  примета этого дома – три четырехпилонных портика с фигурами грифонов, поддерживающих балконы. Фасад дома по Моховой улице в центре прорезан въездной аркой, над которой возвышаются две пары колонн, украшенных грифонами. Такие же колонны с грифонами украшают фасад со стороны улицы Пестеля. Внешний облик здания отличается ритмичным и простым рисунком фасада. В этом доме до 1850 года в одной из квартир жила семья архитектора. 

В Литейной части, где зодчий строил особенно много, ему принадлежали еще два больших дома. Здание на Литейном проспекте, 44 (1852-1854), с ренессансными и романскими мотивами главного фасада – один из самых ярких примеров эклектики в его творчестве. Этот дом А.Х. Пель позднее выгодно продал II Отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, получив взамен соседний участок по Литейному проспекту, 46, на котором перестроил старый лицевой дом и возвел особняк в саду. Здесь архитектор жил с семьей до конца дней. Крупный домовладелец, А.Х. Пель занимался реконструкцией и других своих домов: на Вознесенском проспекте, 9/2,  по улице Декабристов, 3 и на наб. Фонтанки, 133/9. 

Отдельно хочется рассказать о реконструкции особняка князя С.С. Гагарина  (1835-1836; Б. Морская ул., 52 – наб. Мойки, 97). В 1835 году князь приобрел особняк на Большой Морской и решил его перестроить. Для этого он пригласил ученика О. Монферана, молодого архитектора Александра Пеля. Архитектор представил проект, полностью изменивший  облик дома, таким он и сохранился до наших дней: рустованный нижний этаж, окна верхних этажей обрамлены наличниками с карнизами. Главный вход в особняк был спроектирован со стороны Большой Морской улицы, появились парадная лестница и полуциркульный эркер-фонарь  над входом. Усадьба перестраивалась долго, Гагарины не жалели средств на её отделку, строительные и отделочные материалы доставлялись прямо из Италии.  

Интерьер особняка  оформляли архитекторы Н.Ф. фон Брюлло и М.Е. Месмахер. Впоследствии особняк принадлежал государственному и общественному деятелю А.А. Половцеву. С 1934 года в особняке Половцева размещается Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов России, поэтому особняк называют также Домом архитектора. 

Поворот к эклектике  произошел  в творчестве А.Х. Пеля примерно в 1850 годы. В этот период были сооружены доходные дома Оржевского (1850-1851; Литейный пр., 45/8; надстроен); П.И. Лихачева (1858-1859; Владимирский пр., 3); А.А. Бекмана (1859; ул. Восстания, 7); С.Р. Жданова (1858; наб. Фонтанки, 129; надстроен), а также доходный дом Немецкой лютеранской церкви Св. Петра (1859; Б. Конюшенная ул., 12, М. Конюшенная ул., 7; надстроены) и доходный дом Владимирской церкви (1860; Б.Московская ул., 4). Фасад четырехэтажного дома Лютеранской церкви отделан рустом, окна третьего этажа выделены сандриками, заполненными лепниной; нижний ярус прорезан арочными окнами-витринами. Архитектор обращался то к мотивам ренессанса, то к стилю Людовика XVI, иногда вводил малый поэтажный ордер пилястр, использовал прямые, треугольные и лучковые сандрики, рустованные лопатки, т.е. элементы из арсенала классических форм. Наиболее характерным примером стиля Людовика XVI в его исполнении служит особняк Ф.И. Паскевича-Эриванского, перестроенный Пелем вместе с Р.А. Гедике (1856-1857; Английская наб., 8) 

Деятельность А.Х. Пеля была тесно связана с петербургской благотворительностью. До 1879 года он заведовал техническим отделением Ведомства учреждений императрицы Марии, состоял членом многих благотворительных обществ. 

Последняя крупная работа Пеля – расширение Главного училища Св.Петра (Петришуле) (1876-1877; Невский пр., 22-24), выпускником которого был сам архитектор. Кардинальную реконструкцию этого учебного заведения он осуществил безвозмездно вместе со своим зятем, архитектором Ю. Ф. Бруни. Строители бережно сохранили центральный ризалит старого здания, возведенного в 1760-1762 годах М.Л. Гофманом, но несколько выдвинули вперед  фасадные стены боковых крыльев и добавили четвертый этаж. В новом флигеле в глубине двора разместились гимнастический и актовый залы, а также крупнейшая в столице школьная библиотека. 

В начале 1880-х годов  тайный советник, гласный Городской Думы А.Х. Пель оставил дела и удалился на покой. Старейший зодчий Петербурга умер 19 мая 1902 года и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. В начале XX века в Петербурге работал его внук, гражданский инженер А.Ф. Пель.      

О.В. Турецкова

По материалам из свободных источников

 

 

 

 

 Дом Пеля. Литейный проспект 44
Особняк Половцева на фото 1870-х гг.
Особняк Половцева. Большая Морская 52
Интерьеры Особняка Половцова на Б.Морской улице. Фото начала XX в.
Интерьеры Дома Половцова(Дома архитектора) на Б.Морской
Интерьеры особняка Половцева(Дома архитектора). Большая Морская 52
Дом Архитектора.Интерьеры
Доходный дом немецкой лютеранской церкви Св. Петра. Малая Конюшенная
Особняк князя Паскевича.Эскиз
Особняк Паскевича. Общий вид
Особняк Паскевича
Интерьеры особняка Паскевича на Английской набережной
Потолок в Лебедином зале Особняка Паскевича
Главное немецкое училище Св. Петра. Петришуле. Историческое фото
Петришуле. Фото начала XX века
Петришуле. Современный вид
Смотрите также:
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...
23.04.2019
Кирочная улица. Фото НРФ МИР
С 22 апреля проводится инструментальное обследование лицевого фасада Дома Бака (Кирочная ул., 24А) С 22 апреля проводится инструментальное обследо...
22.04.2019
Лицевой фасада Дома Бака. Апрель 2019. Фото НРФ МИР
После получения нового разрешения КГИОП и установления в городе положительных температур  продолжаются работы по капитальному ремонту фасада...