+7 (812) 309-46-29

Search form

You are here

Опубликовано:
04.09.2017

Рассказываем о Музее Старого Петербурга, который послужил основой для создания  современного нам Музея  Города – Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

 

Рассказываем о Музее Старого Петербурга, который послужил основой для создания  современного нам Музея  Города – Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

 

 

Такой музей имел бы громадное значение

                                               в жизни города, способствуя его самосознанию… В

                                               «старом» Петербурге есть за что «уцепиться»  и у чего

                                               поучиться… Ныне, когда обнаруживаются тревожные

                                               признаки все большего и большего одичания русского

 быта, красота Петербурга приобретает особое значение, и

поэтому пора к ней отнестись с повышенным  вниманием…

                                                                                              А.Бенуа, 1907 год

 

На нашем сайте мы много рассказываем об архитекторах Петербурга-Ленинграда, хранителях и историках архитектуры Петербурга и пригородов, об отдельных постройках, связанных или с именем зодчих, или с судьбой людей, живущих в них. Но тема познания города, изучения, понимания и проникновения в него – бесконечна. И нам тоже хочется расширить рамки наших экскурсов и рассказывать о тех или иных начинаниях, пусть краткосрочных,  оставивших о себе редкие упоминания в исследовательской современной градоведческой литературе, но все же – внесших свою лепту в историческую ткань Петербурга-Петрограда-Ленинграда.

И первый наш пробный очерк – о Музее Старого Петербурга, который послужил основой для создания  современного нам Музея  Города (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга).

В культурно-просветительской жизни дореволюционного Петербурга музеи играли очень заметную роль. Последние десятилетия XIX и начало XX века часто называют временем музейного бума в России. Только в Петербурге в 1890-1900-х годах были основаны Кустарный музей земледелия (1891), Русский музей императора Александра III (1895), Музей А.В.Суворова (1898). В 1899 году выставка к столетию со дня рождения А.С.Пушкина положила начало организации Музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) и Пушкинского музея при Александровском лицее.

С 1907 по 1918 год на общественных началах существовал музей «Старый Петербург», деятельность которого недостаточно освещена в литературе. Между тем, за свою короткую жизнь музей собрал многие реликвии, запечатлевшие шаги истории  города.

Мысль о музее, посвященном Петербургу, возникла в ходе подготовки исторического отдела Международной выставки архитектуры, открытие которой намечалось на 1908 год, хотя первой ласточкой явилась состоявшаяся в 1903 году в юбилейном мае выставка «Старый Петербург». Выставка 1903 года неожиданно показала, что истинной старины в городе сохранилось совсем не так много, как привыкли считать. Еще она продемонстрировала, что за последние полстолетия Петербург сильно изменился, многое при этом утратив.  Готовясь к участию в Международной выставке, группа, созданная из членов Комиссии при Обществе архитекторов-художников во главе с А.Н.Бенуа и И.А.Фоминым, выявляла и отбирала в архивах, частных коллекциях, библиотеках и различных ведомствах богатейший материал. Непосредственно соприкоснувшись с подлинными чертежами, старинными видами, моделями зданий и памятников, устроители выставки были поражены сложившейся картиной. «Мы так мало знаем свою отечественную архитектуру и так мало, к стыду нашему, до сих пор ею интересовались, что не только для публики, но и для специалистов архитекторов и художников найдется много нового, бесконечно интересного и поучительного…» написал главный комиссар выставки И.А.Фомин. Обилие и значительность собранного материала побудили устроителей отказаться от идеи показа его на Международной выставке. Было решено готовить отдельную историко-архитектурную выставку. Первым детищем проделанной плодотворной работы стал Музей Старого Петербурга.

Музей был основан осенью 1907. В состав создателей входило немало живописцев, искусствоведов, краеведов, историков искусства известного объединения «Мир искусства». «Положение о Музее Старого Петербурга» было принято 12 декабря 1908 года. В нем, в частности, была озвучена цель создаваемого музея:  «…Представить возможно полную картину жизни Петербурга во все последовательные эпохи…». При музее существовало общество «Друзья Старого Петербурга». Первым председателем Совета музея избрали  художника, историка искусства, идеолога «мирискусников» А.Н.Бенуа. Хранителем музея стал художник и коллекционер А.Ф.Гауш, секретарем – мастер неоклассицизма в архитектуре И.А.Фомин. Активно участвовали в работе музея Н.Н.Врангель, И.Э.Грабарь, М.В.Добужинский, В.Я.Курбатов, П.Н.Столпянский и другие (о некоторых из них мы уже писали).

Специального помещения музей не имел. Он разместился в доме председателя Общества архитекторов-художников  графа Павла Юльевича Сюзора на Кадетской линии, 21, известном как особняк А.П.Брюллова. Этот трехэтажный дом принадлежал семье Сюзора еще с 1880 года. (Забегая вперед, напомним, что в конце 2016 года Комитет имущественных отношений «согласовал размещение в помещениях лицевого флигеля» музейных коллекций ВООПиК. Эта идея должна быть учтена при разработке проекта реконструкции дома Брюллова).

Новый музей сразу же получил широкое признание у жителей столичного  Петербурга. Начало экспозиции положила уникальная коллекция чиновника Министерства иностранных дел князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1874-1941). Он увлекался коллекционированием документальных памятников и произведений искусства, связанных  с историей Петербурга. В 1911 году он пожертвовал музею большую коллекцию из 220 произведений разных художников, изображавших архитектурные достопримечательности города. Коллекция эта экспонировалась на историко-архитектурной выставке, проходившей в Академии художеств. В экспозиции были представлены и  подлинные чертежи архитекторов Ф.-Б.Растрелли, А.Д.Захарова, Ч.Камерона, редкие рисунки XVIII века. Петр Вейнер, директор музея и издатель знаменитого журнала «Старые годы», помимо большого количества разных экспонатов в 1914 году подарил музею целую коллекцию – свыше двухсот листов, чертежей и рисунков Джакомо Кваренги, приобретенную им в 1911 году в Италии. В следующем году музей получил восемь рисунков Монферрана, связанных со строительством Исаакиевского собора. Министерство императорского  двора подарило музею 20 старинных экипажей. Особую группу экспонатов составили фотографии старинных зданий города, а также  редкие изделия со сносимых зданий – образцы художественной лепки, вывески, старинные камины, двери, фонари и проч.

Музей выполнял не только свои традиционные функции, но и занимался изучением, пропагандой и охраной памятников. Большое место в его работе занимало ведение «Реестра вандализма», где в хронологическом порядке фиксировались случаи порчи, уничтожения фасадов дворцов и особняков столицы и ее окрестностей, назывались конкретные виновники таких нарушений, против них велась устная и письменная пропаганда на страницах журнала «Старые годы». Дело в том, что в период первого десятилетия XX века в городе бурно велось строительство доходных домов. При этом Петербург лишался ценнейших образцов старой архитектуры, уникальных интерьеров. В 1910 году музей издал обращение к домовладельцам и подрядчикам строительных работ: «Ввиду того, что ежегодно происходит уничтожение старых зданий, заменяемых новыми, Музей Старого Петербурга обращается к Вам с просьбой: если в Вашей практике окажутся случаи сломки или переделки каких-либо старых строений, в которых обыкновенно имеются детали некоторого художественного значения, как то: фаянсовые печи с рельефными украшениями, чугунные дверцы, ручки, замковые камни, части карнизов и фризов, фонари, штукатурные и живописные орнаменты, зонтики подъездов, перила лестниц и балконов и т.д., то Музей надеется, что Вы не откажетесь предоставить ему в дар таковые части».

Большое место в жизни музея занимала творческая работа по организации выставок. Показательно участие в подготовке «Исторической выставки архитектуры» 1911 года. Сотрудники музея входили в комитеты по устройству выставок к 300-летию дома Романовых (1913), «Ломоносов и елизаветинское время» (1912) и других.

 Музей стал организатором фотофиксации уходящей старины. Такие известные художники, как И.Я.Билибин (кстати, участок, на котором стоит дом А.П.Брюллова, когда-то принадлежал его предкам), братья Бенуа, Н.К.Рерих, К.С.Петров-Водкин, З.Е.Серебрякова выставляли на продажу свои произведения, а на вырученные средства создавался финансовый фонд музея. Жители города жертвовали в музей картины, гравюры и книги.  Музеем организовывались выставки фотографий, рисунков и макетов снесенных и перестроенных с нарушением прежних проектов зданий. Эмоциональное воздействие таких выставок на горожан было очень сильным (эта форма возродилась в начале перестроечных лет в виде выставок «Утраченные памятники архитектуры»).

Денежные средства музея складывались не только от продаж произведений известных художников, но и из ассигнований Общества архитекторов-художников, субсидий правительственных и общественных учреждений, взносов «друзей Старого Петербурга», платы за вход и лекции. В помещениях, любезно предоставленных П.Ю.Сюзором, стало тесно для хранения, не говоря уже об экспонировании. Но, несмотря на трудности с помещением, Музей Старого Петербурга был с самого начала открыт для публики: вначале два раза в неделю, а с 1912 года – ежедневно. Иногда с экспонатами знакомил сам хозяин дома, Павел Юльевич Сюзор.

Совет музея не остался в стороне при обсуждении подготовленного Министерством внутренних дел законопроекта об охране памятников. В 1910 году Н.Н.Врангель выступил инициатором создания Общества по сохранению памятников искусства и старины в России, с филиалами в других городах.

К 1917 году «Старый Петербург» являлся одним из интереснейших музеев столицы. Он хранил многие уникальные документальные памятники, мемориальные предметы по истории города, которых насчитывалось около четырех тысяч. После февральской революции экспонаты музея готовили к эвакуации в Москву, как и многие другие государственные и частные собрания. Коллекции из дома Сюзора  переместили в Зимний дворец. Однако очереди на отправку в старую столицу экспонаты так и не дождались. Упакованные в ящики, они долго хранились в одном из помещений  дворца. Вывозить имущество музею было некуда – дом Сюзора национализировали в конце 1917 года. В начале 1918 года П.Вейнер добился перевода музея в особняк Мятлевых (Исаакиевская пл.,9). Владельцы, все еще проживавшие в особняке, получили охранную грамоту с условием содержания музея на их средства. Ящики с экспонатами перевезли из Зимнего дворца, и летом 1918 года в парадных залах второго этажа открылась экспозиция Музея Старого Петербурга.

 В 1918 году Музей Старого Петербурга был передан  Музею города, созданному по декрету Совета народных комиссаров от 4 октября. Музей получил дом № 35 по набережной реки Фонтанки (бывший Запасной дом Аничкова дворца, так называемый «Серебряковский дом»). Здесь экспонаты заняли 18 залов, впервые появилась возможность показать публике богатую коллекцию петербургских материалов. Кроме того, музею была предоставлена некоторая самостоятельность, причем сохранялось название – «Музей Старого Петербурга». В этом отделе работали В.Я.Курбатов, Н.Е.Лансере и Е.Е.Шведе. В целом, в первые послереволюционные годы жизнь музея складывалась удачно, но в дальнейшем организаторов музея ждали тяжкие испытания. В 1920 году эмигрировал В.Н.Аргутинский-Долгоруков, А.Ф.Гауш навсегда уехал в Крым, в 1924 году был арестован и отправлен в ссылку П.П.Вейнер (в 1931 вновь арестован и расстрелян).

1928 год стал последним в Истории Музея Старого Петербурга. В результате «чистки» директор музея и около половины служащих Музея города были уволены. Музей Старого Петербурга лишили самостоятельности, объединив с Архитектурным сектором Музея города. Экспозиции были закрыты, коллекции перевезли в Аничков дворец. Ряд произведений живописи, документы и мемориальные предметы поступили в собрания других музеев. Почти вся коллекция фарфора, художественная бронза и ценная мебель были изъяты для продажи. При передаче комплекса Аничкова дворца Дворцу пионеров экспонаты были перемещены в Петропавловскую крепость, и ныне они составляют часть громадной экспозиции Музея истории Петербурга.

Знание дела, истинная любовь к городу – вот те слова, которыми кратко можно охарактеризовать деятельность основателей и первых сотрудников Музея Старого Петербурга, преемником которого является Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

 

Искусствовед НРФ «МИР» Р.А. Миропольская

Музей Старого Петербурга. Кадетская линия 21.
Блюдце с планом Санкт-Петербурга.Париж.1809. Дар Л.И.Жевержеева
А.Ф.Гауш. Вид гостиной в доме Мятлевых.1918. Дар Гауша Музею
А.Г.Убиган по рисунку Дж.Аткинсона. Ледяные горы на Неве. 1810-е гг. Дар А.Н.Бенуа
Кабинет в доме П.Ю.Сюзора. Рабочая комната Музея. Дар Сюзора
Джакомо Кваренги. Смольный монастырь и Воспитательное общество благородных девиц.1800-е гг. Дар П.П.Вейнера
Ф.-Б.Растрелли.Проект Грота в Царском Селе.1760-е гг.Дар В.Н.Аргутинского-Долгорукова
Историч. выставка архитектуры в Академии художеств. Зал эпохи Екатерины II. 1911. Дар Общества архитекторов-художников
Экспозиция Музя Старого Петербурга. Зал 2-ой половины XVIII в.
Экспонаты Музея Старого Петербурга в Петропавловской крепости
Музей Старого Петербурга в Петропавловской крепости
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...