+7 (812) 309-46-29

Search form

You are here

Опубликовано:
16.05.2017

16 мая исполняется 105 лет со дня рождения петербургского реставратора И.Н.Бенуа

16 мая исполняется 105 лет со дня рождения петербургского реставратора И.Н.Бенуа

Ирина Николаевна Бенуа – одна из основоположниц ленинградской школы реставраторов – своей известной фамилией  обязана мужу, представителю творческого клана Бенуа-Лансере-Серебряковых. Имя Ирины Бенуа неотделимо от имен архитекторов, создавших город на Неве – Д.Трезини, Л.Руска, Б.-Ф. Растрелли, А. Менелас. Их творчество можно назвать совместным в контексте «построил-реставрировала».

Родилась Ирина Николаевна в Петербурге 16 мая 1912 года. Отец – Николай Михайлович Осипов (1881-1941) родился в Тбилиси, окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. С 1933 по 1938 год Николай Михайлович был председателем совета общества «Старый Петербург – Новый Ленинград». До 1917 года он работал в Ведомстве учебно-воспитательных и лечебных заведений императрицы Марии Федоровны. В советское время служил в Красной армии, демобилизовался в 1927 году, состоял инженером Управления лечебных заведений города, затем преподавателем ряда учебных заведений. В начале Отечественной войны был направлен на оборонные работы, где простудился и умер в ноябре 1941 года.  

Мать – Зоя Леонидовна – урожденная Ван-дер-Флаас. Первый известный представитель рода Ирины Николаевны по материнский линии – Франц Ван-дер-Флаас – по семейной легенде, был музыкантом при Наполеоне. Зоя Леонидовна – четвертое поколение этой фамилии – выпускница Петербургской консерватории, воспитавшая троих детей.  Она погибла в осажденном Ленинграде.

Одной из любимых книг Ирины в детстве была «Азбука» А.Н.Бенуа, которая предвосхитила  и творческую, и личную судьбу девочки. Со своим будущим мужем – Михаилом Бенуа, внучатым племянником автора «Азбуки» и правнуком архитектора Николая Леонтьевича Бенуа – она училась вместе в школе № 34, где все предметы преподавались на немецком языке, а затем на архитектурном факультете Академии художеств (Михаил – на курс младше).

После окончания  Академии, в 1937 году Ирина Осипова и Михаил Бенуа поженились и работали архитекторами-проектировщиками в мастерской И.И.Фомина и Е.А.Левинсона.  Незадолго на начала Великой Отечественной войны Ирина (уже Бенуа) преподавала архитектурную графику в Ленинградском строительном техникуме.

 В самом начале войны молодой аспирант Михаил Бенуа добровольцем ушел на фронт, а Ирина осталась в Ленинграде и все тяготы ленинградской блокады она  с малолетней дочерью переживала наравне с родным городом. В 1942 году осенью  со своим строительным техникумом они эвакуировались в Барнаул. В приютившем их городе Ирина Николаевна продолжала обучать своих студентов, и лишь осенью 1945 года ей посчастливилось вернуться домой, в Ленинград.

Михаил Константинович с 1945 года продолжил свою работу в институте «Ленпроект». Он был одним из соавторов проекта станции метро «Балтийская» и послевоенной застройки Суворовского проспекта и Тульской улицы. Умер Михаил Константинович в 1955 году – в 42 года Ирина Николаевна овдовела и уже больше никогда не вышла замуж.

Масштаб разрушений в Ленинграде, и особенно в пригородах, у человека, пережившего блокаду, претерпевшего столько лишений и страданий, не породил    отчаяния. Война победоносно окончена, дочь спасена, вернулись в родной город… Все тяготы послевоенного быта Ирина Николаевна преодолевала с терпением: череда коммуналок, вечное безденежье и многие  другие житейские проблемы. Работа поглощала ее полностью. Ей, профессиональному архитектору, очень хотелось вернуть утраченную городом красоту.

После возвращения в Ленинград Ирина Николаевна  сразу же поступила в только что созданные Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские. Еще не существовало необходимых при таких масштабных разрушениях методик реставрации, отсутствовал и практический опыт реставратора – все нарабатывалось, как говорят архитекторы, «с листа». И Ирина Бенуа стала на практике  проводить кропотливые исследования – самостоятельно или в соавторстве с более опытными коллегами.

Символично, что первым проектом реставрации, выполненным Ириной Николаевной, стал Корпус Бенуа Русского музея, работы в котором начались уже в 1947 году.

Список ее ранних работ впечатляет. Это Артиллерийский музей, деревянный театр на Каменном острове, Пулковская обсерватория, интерьеры Юсуповского дворца на Мойке, Эрмитажа и Русского музея. По ее проектам восстанавливали барочный Строгоновский дворец, классический Царскосельский лицей, ампирные Нарвские ворота, «готический» петергофский «Коттедж». Но особое предпочтение Ирина Николаевна отдавала петровскому барокко. Она досконально изучила старинные атласы, панорамы Петербурга, чертежи и гравюры. Словом, весь иконографический материал, касающийся сооружений петровского времени. Поэтому с практически полностью разрушенными Кикиными палатами Ирина Николаевна пошла на реставрационный эксперимент.  Кикины палаты были построены по заказу  бывшего денщика Петра I, ставшего впоследствии влиятельным вельможей. Владелец дома был казнен как пособник царевича Алексея, а его конфискованные палаты стали первым в Петербурге музеем – Петровской кунсткамерой, позднее переведенной на Васильевский остров. Во время Великой Отечественной войны Кикины палаты, расположенные недалеко от Смольного, были почти разрушены и  считались окончательно погибшими. Первоначальных обмеров здания не сохранилось, и нынешние Кикины палаты – своего рода фантазия на тему богатого жилого дома петровской эпохи с его возможной объемно-пространственной композицией, планировкой и декором фасадов на начало XVIII века. Работы по воссозданию палат велись с 1952 по 1956 годы.

С конца 1950-х годов Ирина Николаевна – ведущий архитектор-реставратор Петропавловской крепости. Это уже было признанием ее профессионального мастерства как реставратора. Здесь по ее проектам и  под  ее надзором реставрировались собор, Зотов и Государев бастионы, Великокняжеская усыпальница (а мы помним, что она построена по проекту Леонтия Николаевича Бенуа – опять перекличка), Невский и Петровские ворота, Комендантское кладбище.

В 1960-1970-х гг. Ирина Николаевна осваивает пушкинскую эпоху. В соавторстве с архитектором Александром Кедринским она работает над интерьерами Царскосельского лицея и Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12.

В творчестве Ирины Николаевны Бенуа есть памятник, которому она посвятила почти десять лет жизни – это дворец «Коттедж», расположенный на верхней террасе парка Александрии в Петергофе. Это небольшое двухэтажное здание, построенное по проекту архитектора А.Менеласа в готическом стиле, было летней резиденцией Николая I и Александры Федоровны. Руководимая Ириной Николаевной реставрация завершилась только в 1978 году с результатом, максимально приближенным к историческому облику дворца. Вспыхнувший накануне открытия дворца после реставрации пожар едва не уничтожил многолетнюю работу реставраторов.  К счастью, причиненный ущерб через некоторое время был ликвидирован.

В Петергофе по ее проектам были отреставрированы два Фрейлинских дома (арх. Н.Л.Бенуа) и дворец «Монплезир». Фрейлинский дом (Александрийское шоссе, 8) впоследствии стал музеем семьи Бенуа.

Отношение к реставрируемым памятникам у Ирины Николаевны было  своеобразным. По ее мнению, реставратор должен в своей работе опираться не только на исторические справки, обмерные чертежи, технологию эпохи, но и «психологически вживаться в изучаемую эпоху – подобно артисту и историку-романисту «надевать на себя кринолин» и ощущать себя в нем столь же естественно, как и современницы XVIII века». Ирина Николаевна признавалась, что «Ощущение как у актера, который получил роль и должен в нее войти».

Ирина Николаевна Бенуа прожила большую, насыщенную событиями (драматическими и радостными) творческую жизнь. Смена руководителей города, идеологических установок никак не влияли на предназначение архитектора-реставратора. По праву пришло признание ее заслуг: в 1988 году ей было присвоено звание Заслуженного архитектора РСФСР, с 2000 года почетный член Российской Академии  архитектуры и строительных наук, Ирина Николаевна первой в России была удостоена высокого звания «Народный архитектор», с 2003 года – почетный гражданин города Петергофа.

При этом в свои 90 лет она  оставалась женщиной, любила хорошие духи и красивую обувь.

Мне довелось в середине 90-х годов наблюдать за ней в работе: это было, когда по ее проекту воссоздавали трехчастный козырек над входом в Большой Драматический театр. Невысокого роста, седая, быстро перебегающая с одного места  на другое, чтобы увидеть работу со всех ракурсов, делающая замечания по несоответствиям проекту и отдающая указания о том, как их устранить. За ней бежал целый взвод проектировщиков, исполнителей, представителей заказчика работ и только успевали за ней записывать. И, что мне еще запомнилось из моего десятого ряда бегающих за ней, очень пристальный взгляд – нет, не на людей, которые ее окружали, а на результат своего проекта – козырек. Людей, находившихся вокруг нее,  она не фиксировала.

В последние годы Ирина Николаевна работала в Строгоновском дворце, который реставрировался под ее руководством. Она увлеченно исследовала творчество Растрелли, искала в архивах подтверждения или опровержения ее реставрационным решениям.

Ирина Николаевна Бенуа прожила 92 года – со всем прекрасным и уродливым, что выпало на ее долю. Она не предала ни время, в которое ей довелось жить, ни близких ей людей, взяв  фамилию Бенуа в 1937 году, когда многие члены этой семьи подвергались репрессиям (Николай Альбертович Бенуа, изобретатель прибора звуковой разведки, был расстрелян). 

Не принадлежа к числу кровных родственников знаменитой художественной династии Бенуа, Ирина Николаевна всей своей деятельностью показала себя прямой наследницей и продолжательницей служения русской культуре, что характерно для представителей этой семьи.

Умерла Ирина Николаевна Бенуа в 2004 году и похоронена рядом с мужем – Михаилом Константиновичем – в Некрополе Большеохтинского кладбища в Санкт-Петербурге.

Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

 

И.Н. Бенуа. 1956-1957. Шпиль Петропавловского собора
Михаил Константинович Бенуа
Корпус Бенуа после войны
Вид на корпус Бенуа со стороны канала Грибоедова
 Разрушенные после ВОВ Кикины палаты
 Кикины палаты. Фото 1970 г.
Кикины палаты
Коттедж. Историческая литография
Дворец Коттедж в парке Александрия
Фрейлинский дом (№8). Музей Бенуа
Царскосельский лицей. 1822 г.
Лицей в Царском Селе. Фото 1957 г.
Лицей.Современный вид
Нарвские триумфальные ворота. 1910 г.
Нарвские триумфальные ворота
Старо-Калинкин мост
Козырек над входом в здание БДТ
Строгоновоский дворец
Вид на Строгановский дворец с Невского проспекта
Надгробие Бенуа на Большеохтинском кладбище
Смотрите также:
15.11.2018
КГИОП 100 лет
15 ноября 2018 года Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга исполняется 100 лет. Юбилей достойный...
12.11.2018
Кирочная 24. Проект реставрации козырьков. НРФ МИР. Фрагмент
Комментарий искусствоведа Научно-реставрационной фирмы «МИР» Р.А.Миропольской относительно реставрации кованых козырьков Дома Бака.   При в...
09.11.2018
8  ноября состоялся пресс-тур в  кузнечную мастерскую, где реставрируются кованые козырьки  Дома Ю.Б.Бака (ул. Кирочная, 24). Козырь...