+7 (812) 309-46-29

Search form

You are here

Error message

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls in _menu_load_objects() (line 579 of /home/h808041932/h808041932.nichost.ru/docs/includes/menu.inc).

Location

Ул. Егорова, 26
Russia
RU

1903–1905 Арх. Р. Р. Марфельд

Заказчик: ГБОУ ДОД Дом детского творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Измаиловский» /
СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»

Комплекс зданий Императорского Человеколюбивого общества в начале ХХ века находился в бывшем Тарасовом переулке (ныне — улица Егорова) под номером 26. По административному делению этот переулок находился в 1-м участке Нарвской части и наименование свое получил по имени домовладельца.

В 1898 г. участок под № 26 принадлежал Торговому дому «Братья Оффенбахер». Проект постройки дома был выполнен архитектором Р. И. Кригером. До сегодняшнего для не сохранилось ни одного фрагмента предыдущих построек.

26-й участок был предназначен для строительства на нем здания для Попечительства Императорского Человеколюбивого общества. Само общество было организовано волею Императора Александра 1 в 1802 г. и получило название «Благодетельного», а впоследствии, в 1814 г., оно было преобразовано в Императорское Человеколюбивое общество. В 1916 г. Общество отмечало свой 100-летний юбилей с подведением конкретных итогов работы.

Проектирование построек было поручено архитектору Р. Р. Марфельду по итогам проведенного Обществом гражданских инженеров конкурса. Под постройку отводился вытянутый вглубь квартала участок в Тарасовом переулке, где длина участка вдвое превосходила его ширину по красной линии. Построено здание было в 1904–1905 гг.

Оформление фасадов здания (в т. ч. дворовых), выполнено в «кирпичном стиле». Композиция лицевого фасада, где центр тяжести смещен с элементов декоративных на архитектурные, с богатой пластикой рисунков окон и кирпичной отделки, подчеркивает функцию общественного здания. Дворовые фасады более скромны в использовании фигурных элементов из красного кирпича. Самое яркое в буквальном смысле этого слова украшение здания Попечительства — витражи — декорируют дворовый фасад.

От оригинального зонтика на лицевом фасаде над входом уцелели только кованые из черного металла кронштейны с оригинальным креплением несущей основы к кирпичной кладке.

Фасад здания подчеркивает его планировку: 3-х этажный в центральной части и 4-х этажный в боковых.

Стильный ансамбль парадных интерьеров разнится от фасадов, выполненных в красном кирпиче, по декоративной отделке — штукатурке и лепке.

Прежде всего — это парадная лестница с вестибюлем. Вестибюль создает впечатление основательности и надежности, как это предполагалось в классицизме. Но лепной орнамент выполнен в стилистике модерна: на стенах и потолках вестибюля и лестницы вылеплены листва и цветы, которые то срастаются с архитектурными элементами, то распускаются на ровных плоскостях. Графичный геометризованный рисунок сочетается с вольно растущими узорами. Почти натуралистичные изображения флоры чередуются со стилизованными растительным формами и абстрактным орнаментом.

Пол покрыт полихромной керамической метлахской плиткой трех цветов.

Парадная лестница призвана не просто соединять между собой этажи, но и создать единство внутреннего пространства. Поднимаясь по такой лестнице, воспринимаешь в сложном движении новые предметы обзора: витражи, дверные оригинальные деревянные полотна, поворот решетки лестничного марша; рождается единая динамичная картина пространственного решения.

Три витража (и два маленьких над верхним витражом) были изготовлены торговым домом «М. Франк и К» — крупнейшим производителем художественного остекления в России. Композиции со стилизованными ирисами построены симметрично в виде кулис. Гибкие стебли с цветами и ягодами поднимаются по боковым створкам и срастаются в верхних фрамугах.

Витражные эффекты выигрывают и от фактурной поверхности стекла, и от сочетания с бесцветным остеклением. Кроме того, с помощью витражей решается важная задача — зрительно изолируются неприглядные дворовые флигели.

Несмотря на насыщенный декор в оформлении парадной лестницы, его разнообразность и эффектность, она не воспринимается перегруженной деталями. Наоборот, благодаря динамике форм достигнуты удивительные графические эффекты.

Исторические поэтажные планы здания дают представление о четком делении лицевого корпуса на парадную и служебную части. В них конкретно указано, что ряд помещений были жилыми.

В лицевом корпусе были размещены в первом этаже аукционный зал и магазин для продажи более ценных пожертвованных вещей; во втором этаже — канцелярия Попечительства и небольшой интернат для некоторых воспитанников; в третьем этаже — главный зал с двумя гостиными и аванзалом. Главный зал — самое значительное помещение здания по назначению, по характеру и насыщенности отделки. Стремясь усилить образное звучание интерьера, архитектор здесь, как и в парадном вестибюле, приходит к модернизации форм. Наружная продольная стена здания прорезана пятью большими окнами, типичных для модерна пропорций.

Можно отметить, что в отделке помещений здания Попечительства нет произведений декоративного искусства. Отсутствуют печи, камины (однако, есть витражи). Но при этом каждый фрагмент интерьера трактован как предмет прикладного искусства, начиная с рисунка дверных полотен. Эстетический диктат модерна проявляется в декоративных элементах, расположенных в строго продуманных и единственно возможных, в каждом отдельном случае, местах.

Сейчас в здании находится «Дом детского творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «ИЗМАЙЛОВСКИЙ». Из чего следует, что здание, построенное для детей в начале прошлого века, для «христиан, угодных Богу и полезных Отечеству» продолжает традиции своего исторического назначения.

EN Получите консультацию по работам