+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
16.03.2016

Алексей Федорович Бубырь, выдающийся мастер «северного» модерна, родился 16 марта 1876 года в деревне Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии.

В 1897 году Бубырь окончил Павлоградскую гимназию и переехал в Петербург. В 1902 году  окончил с отличием Петербургский институт гражданских инженеров. Будучи студентом, побывал в Германии, Франции и Финляндии. Именно посещение в студенческие годы Финляндии оставило неизгладимый след  и впоследствии проявилось в творческом новаторском почерке архитектора.

А.Ф. Бубырь быстро включился в архитектурную жизнь столицы. В многочисленных конкурсных проектах, часть которых выполнена совместно с архитекторами Л.А. Ильиным и Н.В. Васильевым, отмечалась рациональная планировка зданий, тщательно разработка вопросов освещения и ориентации помещений. Много внимания архитектор уделял инженерной части проектов, эстетическому осмыслению конструктивных элементов зданий. Вплоть до 1918 года он преподавал в Институте гражданских инженеров один из важнейших предметов – конструктивные чертежи, а также архитектурное проектирование.

Человек большой одаренности и работоспособности, Алексей Федорович прожил очень короткую жизнь – 43 года. Погиб в 1919 году на Украине от бандитской пули, место захоронения неизвестно. Поразительно, что всего за 13-14 лет творческой деятельности он сумел так много сделать. Жилые здания, театры, учебные и административные учреждения… Всего в послужном списке архитектора А.Ф. Бубыря около 20 зданий только в Петербурге. А ведь еще были Таллин, Сочи, Ессентуки…Последней работой Алексея Федоровича в столице стал комплекс производственных зданий завода «Русский Рено» (Б.Сампсониевский пр., 69), построенный в 1914–1916 годах.

Его первой работой на частного заказчика стал совместный проект с архитектором Л.А. Ильиным, реализованный в 1903– 1904 гг. –  жилой дом при лютеранской церкви св. Анны (Фурштатская ул., 9).  Дебют был успешным. Вслед за этим проекты следуют один за другим, получая высокую оценку критиков, экспертных комиссий, денежные премии. Бубырь стал автором многих частных, общественных, промышленных зданий, отличающихся незаурядным обликом и особым стилем.

В рамках нашего краткого обзора остановимся только на двух проектах мастера.

Дом Бубыря на СтремяннойОчень примечателен уникальный дом № 11 на углу Стремянной улицы и Поварского переулка. Он так и называется «Дом Бубыря». Автором проекта главного фасада был Н.В. Васильев. Этот дом имеет право называться образцом «северного» модерна с тем большим основанием, что его главный фасад обращен на север. Солнца здесь почти не бывает, кроме нескольких часов на рассвете в мае-июне. Отсутствие светила в природном виде в полной мере восполняют его множественные рукотворные изображения. Солярные знаки явлены и в камне, и в штукатурке, и в кованом железе ограждений. Арка выложена из красного гранита, а по обеим сторонам от нее высечены изображения чудовищных рыб. У парадного входа в камне вырублены птицы-стражники. По всему фасаду изображены змеи, рыбы, сказочные птицы, человеческие маски, мотивы северной природы.

Если представить себе весь дом целиком, то становится очевидным вытянутость здания по участку, узкой стороной примыкающему к Стремянной улице. Бубырь выстраивает тело дома по трем сторонам этого узкого участка, оставляя посередине небольшой двор, раскрывая его в сквер по Дмитровскому переулку. Проект был настолько удачным, что Бубырь выкупил дом и устроил в нем собственную мастерскую. Архитектор с семейством занимал квартиру № 10 в 9 комнат на шестом этаже. Позже архитектор-домовладелец выстроит во дворе гараж для своего «Рено», почти замкнув периметр двора.

Фонтанка, 159Другой дом – на Фонтанке. Это доходный дом К.И. Капустина (наб.р.Фонтанки, 159; Климов пер., 9). Исследователи петербургской архитектуры, специалисты по творчеству А.Ф. Бубыря признают именно это здание вершиной творчества зодчего. Скромно присоединяюсь.

Здание, принадлежащее К.И. Капустину, поднялось ввысь в одном из самых колоритных поэтических уголков бывшей Коломны, воспетой Пушкиным и Гоголем, и навсегда связано с петербургским пейзажем – с его туманами и белыми ночами. Рассчитанный на восприятие издалека, дом решен крупно, без мелких деталей, за исключением едва заметного мелкого рельефа на щипцах. Тема угла, которая всегда привлекала Бубыря  и над которой он много работал, получает здесь наивысшее развитие. Это возможность обзора здания не только с фасада, но и  с угла, что  позволяет видеть одновременно два фасада.

Дом на ФонтанкеАрхитектору был предоставлен участок под застройку, который располагался среди непрезентабельных зданий, к тому же имевших разную высоту. Бубырь создает на этом участке здание-монумент, которое «держит» все разнородное и обширное пространство вокруг. Живописный силуэт, динамичная асимметрия композиции, выразительная пластика фасадов со свободно сгруппированными эркерами и балконами.  Южный фасад, выходящий на Фонтанку, представляет собой гигантскую супрематическую композицию, выполненную в двух цветах. Именно цвет лишний раз подчеркивает в асимметричной композиции фасадов немногочисленные оси симметрии.

О горьком и грустном. Нельзя промолчать об очередном грубом вмешательстве в сложившуюся уже за столетие городскую среду  удаленного от центра участка Фонтанки. Там уже есть печальные примеры архитектурного невежества. Дом, который отметил в 2012 году свой столетний юбилей, получил «архитектурную приставку» под № 157.  Однообразное серое (мышиный цвет) невыразительное здание «прилепилось» к левой части фасада дома Капустина и моментально уничтожило  флер очарования  дома, носившего в городе название «дом-призрак». Приметливые ленинградцы-петербуржцы отмечали, что особенно хорошо дом смотрелся в плохую погоду, осеннюю, выражая всем свои видом идею крова, защищенного от непогоды.

Какой еще дом в нашем городе можно назвать равноправным героем художественного фильма? А дом на Фонтанке (до внедрения современных «архитекторов») «сыграл» одну из главных ролей в фильме 2006 года Оксаны Бычковой «Питер FM».

«– А ты где?
– Сижу, на дом смотрю.
– Красивый?
– Нет. По-другому. У меня с домами особые отношения.  Почему?  Потому что я архитектор. Дома, как люди… Такого могут рассказать!»

Чтобы не заканчивать наш очерк на грустной ноте, приведу уместные слова американского архитектора Чарльза Мура, написанные в 1967 году. Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Алексея Бубыря. «Если архитекторы хотят продолжить полезную работу на этой планете, то их главной задачей должно быть …создание «места», обладающего своими характерными особенностями… Такое творчество помогает людям понять, где, собственно, они находятся и, следовательно, кто они такие».

А.Ф.Бубырь
Дом Бубыря на Стремянной
Дом Бубыря на Стремянной, фрагмент фасада
Дом на Стремянной
Дом Бубыря на Фонтанке
Дом на Фонтанке
Фонтанка, 159
Дом Капустина, Фонтанка
Смотрите также:
15.11.2018
КГИОП 100 лет
15 ноября 2018 года Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга исполняется 100 лет. Юбилей достойный...
12.11.2018
Кирочная 24. Проект реставрации козырьков. НРФ МИР. Фрагмент
Комментарий искусствоведа Научно-реставрационной фирмы «МИР» Р.А.Миропольской относительно реставрации кованых козырьков Дома Бака.   При в...
09.11.2018
8  ноября состоялся пресс-тур в  кузнечную мастерскую, где реставрируются кованые козырьки  Дома Ю.Б.Бака (ул. Кирочная, 24). Козырь...