+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
05.09.2016

С самого начала существования Петербурга в его строительстве принимали участие европейские зодчие. О многих из них мы уже писали на нашем сайте, их имена знает каждый петербуржец. Это  Дж.Кваренги,  Ж.Б. Валлен  Деламот,  Д. Трезини,  Ч. Камерон… Но свой вклад в архитектуру города внесли и польские архитекторы, многие из которых окончили петербургский Институт гражданских инженеров, стали видными зодчими, академиками архитектуры. Это М.С.Лялевич, М.М.Перетяткович, Д.А.Крыжановский, Г.В.Барановский,  С.П.Галензовский и другие. Сегодня мы хотим рассказать об архитекторе, теоретике градостроительства и преподавателе Мариане Мариановиче Перетятковиче, оставившем заметный след в архитектуре Петербурга XX  века.

Мариан Марианович Перетяткович родился 4 сентября 1872 года в имении Усычи  Волынской губернии в семье польских помещиков. Окончил Ровенское реальное училище в 1890 году и поступил в военное училище. После окончания училища был произведен в корнеты 2 драгунского генерала фельдмаршала князя Меншикова полка. В 1896 году после нескольких лет военной службы, завершив военную карьеру в 1-м казачьем Уманском полку, он становится студентом института гражданских инженеров. Уже на третьем курсе Перетяткович получает премию имени И.С.Китнера за лучший архитектурный проект, а через два года успешно заканчивает институт.

Стремясь продолжить художественное образование, в 1901 году молодой архитектор поступает в Академию художеств, в мастерскую Л.Н.Бенуа. С 1899 года Перетяткович успешно участвует в архитектурных конкурсах. За дипломный проект здания для народных собраний, выполненный в 1906 году, Перетяткович получил звание архитектора-художника и право на заграничную поездку. Он побывал в городах Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии и Голландии. На родину он вернулся полный  ярких впечатлений и творческих замыслов.

В ранний период творчества Мариан Перетяткович примкнул к рациональной ветви модерна, работая вместе с Марианом Лялевичем. Молодые архитекторы стремятся к функциональному усовершенствованию доходных домов, к созданию оригинальных объемно-пространственных композиций. Они вводят полуоткрытый двор – курдонер, выделяют группы общественных помещений.

Костел в Ковенском переулке. Историческое фотоПервые постройки Мариана Перетятковича – совместные. Костел Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке, 7 (Нотр-Дам де Франс) возводится в 1903-1909 годах  по проекту известного зодчего Леонтия Бенуа, но Перетяткович активно участвует в переработке проекта и реализации замысла маститого зодчего. Однонефная церковь с криптой (сводчатое помещение под алтарной и хоральной частями храма, т.н. «нижняя» церковь) имеет динамичный фасад, завершенный поставленной сбоку башней. Архитекторы придали костелу черты южно-французского романского стиля, не избежав при этом сильного влияния «северного модерна». Знатоки архитектуры считают, что в облике церкви заметно влияние мастера северного модерна Элиела Сааринена, с работами которого Перетяткович, несомненно, был знаком.

Мастерство Перетятковича крепнет и совершенствуется. Дом страхового общества «Саламандра» (Гороховая ул., 4; соавтор – гражданский инженер Н.Н.Веревкин), построенное в 1907-1909 годах, до сих пор привлекает внимание мощным ренессансным фасадом, богатой отделкой. Над порталом главного подъезда виден барельеф с изображением саламандры – символа страхового общества, легендарной ящерицы, не сгорающей в огне. Декор фасада дополняют овальные медальоны с барельефами танцовщиц, выполненные из белого мрамора. И, совпадение или нет, но именно в этом доме поселяется Агриппина Ваганова – крупнейший деятель русской хореографии. Так что танцовщицы на фасаде оказались очень даже к месту.

Храм-памятник русским морякам. Спас на водахВ 1910-1911 годах Мариан Перетяткович возводит в месте впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву удивительный храм-памятник русским морякам, погибшим в войне с Японией. Стройным силуэтом храм замыкал перспективу Английской набережной и сглаживал остроту слишком близкого соседства дворцов и заводских построек Адмиралтейского завода, разделенных ниточкой канала. На другой стороне Невы, чуть ниже по течению, красуется пятиглавая Успенская церковь. Храмы зрительно сообщались и создавали своего рода пропилеи при морском входе в парадную часть столицы.

Храм «Спас на водах» сразу же стали так называть из-за мозаики Н.А.Бруни, изображающей Христа, шествующего по водам, которая была помещена в алтарной части. М.М.Перетяткович положил в основу своего произведения композицию Дмитриевского собора во Владимире, лишь увеличив размеры храма и сняв весь резной декор верхнего яруса. В стены церкви внутри были вмонтированы бронзовые доски с именами павших – 12000 имен от адмирала Макарова до последнего кочегара. В 1932 году церковь была закрыта, а затем взорвана. Бронзовые доски, по легенде, утопили в Неве, а на месте части фундамента храма сегодня стоит один из корпусов Адмиралтейского завода. В 2000-2003 годах на месте храма возведена часовня св. Николая Чудотворца по проекту петербургского архитектора Д.А.Бутырина. Рядом – небольшой музей, в котором можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты мозаик Спаса на водах.

Дом Вавельберга. Невский проспект 7, 9Пожалуй, самая известная работа Мариана Перетятковича в Петербурге – это доходный дом и торговый банк Вавельберга (Невский пр., 7,9; 1911-1912). Его упорно называют «петербургским Дворцом дожей». Определенное сходство с венецианским дворцом читается – массивная верхняя часть фасада, аркада нижних ярусов. В доме Вавельберга можно найти архитектурные цитаты из произведений Палладио и Виньолы. Это своеобразный отчет зодчего о поездке в Италию. Мариан Перетяткович – один из крупнейших мастеров неоклассического неоренессансного направления в русской архитектуре первого десятилетия ХХ века. Для его творчества характерна преувеличенная монументальность форм, заимствованных из эпохи Возрождения.

2-й Дом городских учреждений на Кронверкском проспектеСреди построек мастера необходимо назвать «2-й Дом городских учреждений» (Кронверкский пр., 49), возведенный в 1912-1913 годах совместно с архитектором Марианом Лялевичем. Построено это здание на средства Городской думы для размещения различных городских учреждений. Строгое, но импозантное здание выделяется в застройке Кронверкского проспекта. Сейчас здесь находится Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

Есть в биографии Мариана Мариановича выполненный безвозмездно проект (Кирилловская ул., 19). Сейчас в этом здании размещается Ленинградская областная научная библиотека. А построено оно было в 1912-1913 годах как Приют для мальчиков Римско-католического благотворительного общества. Еще его называли «Дом Кербедза», поскольку деньги на строительство дал сын известного инженера Станислава Кербедза Михаил. В доме разместились мастерские, школа, интернат, столовая и библиотека. В приюте воспитывалось около 150 мальчиков. Руководил приютом ксендз Антоний Малецкий. Преподавание велось в школе на русском языке, но изучали также и польский язык и отмечали католические праздники.

Здание Министерства торговли и промышленности. Наб. Макарова 8Последняя постройка Мариана Мариановича Перетятковича – это массивное здание Министерства торговли и промышленности на набережной Макарова, 8 (1914-1915 год).  Мощные колонны, скошенный угол на перекрестке с Биржевой линией – образец государственного здания. Недаром и сегодня здесь размещается военная академия.

В это время архитектор уже серьезно болен. Идет Первая мировая война. В мае 1916 года Мариан Перетяткович уезжает на лечение в Киев из-за болезни сердца. Но лечение не помогло. 22 мая он скончался.

В некрологе, опубликованном в журнале «Зодчий», отмечалась и архитектурная, и общественная деятельность  Мариана Мариановича. Он преподавал в Технологическом институте,  на Высших Женских Политехнических курсах, в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств. Несмотря на занятость и слабое здоровье, входил в Совет Музея Старого Петербурга, работал в Комиссии по изучению и описанию памятников Старого Петербурга, состоял в редакционном совете журнала «Зодчий».

Коллеги написали о нем: «Из него вышел архитектор в полном смысле этого слова, т.е. строитель и художник. Эти два начала, обусловливающие собой сущность зодчества, у него жили и развивались в тесной и непрерывной связи; поэтому он всегда был господином не только своего проекта, но и его исполнения».

Мариан Перетяткович
Костел в Ковенском переулке. Историческое фото
Нотр-Дам де Франс. Ковенский пер.7
Спас на водах
Храм-памятник русским морякам. Спас на водах
Дом страхового общества Саламандра. Гороховая ул. 4
Дом Вавельберга. Фото начала XX
Дом Вавельберга. Невский проспект 7, 9
Доходный дом и торговый банк Вавельберга. Историческое фото
Здание Министерства торговли и промышленности. Наб. Макарова 8
Фасад 2-го Дома городских учреждений. Ныне Университет ИТМО
2-й Дом городских учреждений на Кронверкском проспекте
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...