+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
20.02.2017

18 февраля исполнилось 209 лет со дня рождения петербургского зодчего Алексея Максимовича Горностаева. Искусствовед НРФ «МИР» Р.А. Миропольская в биографическом очерке рассказывает о  наиболее значительных постройках архитектора.

18 февраля исполнилось 209 лет со дня рождения петербургского зодчего Алексея Максимовича Горностаева. Искусствовед НРФ «МИР» Р.А. Миропольская в биографическом очерке рассказывает о  наиболее значительных постройках архитектора.

Алексей Максимович Горностаев родился 18 февраля 1808 года в городе Выкса Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Из рода Горностаевых вышли  пять зодчих, четверо из которых стали академиками. Отец семейства Максим Перфильевич рано умер, оставив семью на попечение старшего сына. Алексей был самый младший из сыновей, и на  момент смерти отца ему было всего несколько месяцев.

Воспитание младший Горностаев получил в семье отставного генерала Д.Л.Шепелева, владельца Выксунского завода.  Рисунки юноши попались на глаза гостившему у Шепелева  писателю и издателю Павлу Петровичу Свиньину, который и убедил Шепелевых в наличии у юного Горностаева  способностей и в необходимости дать мальчику художественное образование.

 В 1822 году Алексей Горностаев был отправлен в Москву, где обучался у известного  архитектора Доменико Жилярди. Но в 1826 году Горностаев переехал в Санкт-Петербург и стал работать в Царском Селе под началом В.П.Стасова.

Получив предложение от П.П.Свиньина(который первым разглядел творческий потенциал юноши) поехать в качестве рисовальщика в путешествие по России, Алексей Горностаев оставил службу и в 1827 году они вместе  посетили Ригу, Митаву, Ревель, Карелию. Итогом путешествия стала книга «Картины России», написанная и изданная  П.П.Свиньиным  с гравюрами по рисункам А.Горностаева.

Два года – 1828 и 1829 –  Горностаев опять в Москве на обучении  у Д.Жилярди. Но потихоньку карьера продвигалась и в 1829-1834 году молодой рисовальщик становится помощником архитектора А.П.Брюллова в Царскосельском дворцовом правлении. Служил он там в качестве архитекторского ученика вплоть до 1831 года, а с 1931 года занял должность помощника архитектора на строительстве Михайловского театра в Санкт-Петербурге (1831-1834).  В 1831 году к Алексею присоединяется   брат – Василий Максимович, и уже вместе они принимают участие в строительстве Михайловского театра. Александр Павлович Брюллов остался ими доволен.  И он, также как и П.П.Свиньин,  отмечал  художественный талант Алексея.

А.П.Брюллов добивается для юного Алексея Горностаева заказа на иллюстрирование альбома Башуцкого «Виды Петербурга». Получив за выполненный заказ в 1834 году немалые деньги,  А.М.Горностаев уезжает на четыре года в Италию с рекомендательным письмом из России к Карлу Павловичу Брюллову от его братьев – Александра и Федора. О теплых встречах прославленного художника и будущего архитектора свидетельствует известный портрет А.М.Горностаева, написанный К.П.Брюлловым в Болонье.

В 1834 году А.Горностаев,  аттестованный Академией Художеств, отправляется в путешествие по странам Европы для завершения художественного образования. За выполненные в поездке работы (в том числе акварельные виды интерьеров церквей в Риме и проект реставрации храма Юпитера в Помпеях)  Академия Художеств присудила ему в 1838 году звание академика архитектуры.

В 1838-1839 году А.Горностаев привлечен Александром Павловичем Брюлловым к работе  в строительной комиссии по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года.

Архитектурное наследие А.Горностаева, может быть, не так велико, как у многих его коллег-современников. Но о двух постройках мы расскажем немного подробнее, так как они наиболее полно  раскрывают масштаб дарования мастера.

Прежде всего, это постройки Троице-Сергиевой пустыни. Церковь преподобного Сергия Радонежского была освящена 20 сентября 1859 года. История церкви не проста, так как  первоначально она входила в архитектурный ансамбль монастыря, построенного в 1756-1760-гг. в стиле барокко по проекту Трезини. В XIX  веке в монастыре начинают возводиться новые церкви, здания и прочие сооружения. В процессе преобразования ансамбля монастыря в 1854-1859 году А.М.Горностаев радикально перестроил Сергиевскую церковь, превратив ее в пятиглавый базиликальный храм. Неоценимую финансовую помощь в строительстве оказала княгиня Зинаида Юсупова.

В 1854 году Алексей Максимович приступил не просто к полной перестройке храма, а радикально изменил архитектурную стилистику – впервые в петербургской архитектуре появляется «Византийский стиль». По заказу архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия (Брянчанинова) Горностаев спроектировал храм пятиглавым и двухэтажным. Церковь Преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом (1854-1859) с приделами Христа Спасителя и мученицы Зинаиды – один из первых примеров этой стилистики в русском церковном зодчестве. Приоритет обращения к такому новаторству принадлежал Алексею Горностаеву. Архитектор настолько  впечатлился образцами ранневизантийского зодчества, которые видел во время путешествий по Италии, что воплотил свое видение в храм, вмещавший 2000 человек, который освещался двумя ярусами романских окон с витражами. Внутреннее пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного темно-красного гранита,  поддерживающими хоры. Потолок, как в ранневизантийских базиликах, был перекрыт деревянными балками, а между арок был написан на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был  выполнен по рисунку А.Горностаева, с колоннами из порфира  и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Для петербургской публики новое образное решение храмового пространства выглядело непривычным, но производило неповторимое впечатление. Храм был закрыт в 1920-е годы. Вновь его открыли  только в 1993 году.

В Троице-Сергиевой пустыни есть и другие постройки Алексея Максимовича: Братский корпус с Надвратной церковью св. Саввы Стратилата, часовни-киоты во имя Спаса Нерукотворного и Покрова Божией Матери.

Вторая, заслуживающая отдельного внимания в творчестве архитектора  постройка также церковная – Собор Успения Пресвятой Богородицы в Хельсинки. Это Кафедральный собор Хельсинкской епархии Финляндской Архиепископии. На время строительства собора Алексей Максимович Горностаев уже является архитектором и профессором Академии Художеств. Ему поручили создать проект и выбрать место для строительства православного храма в Хельсинки.

Мы с Вами путешествуем по Петербургу, но хочется два слова сказать о храме, возведенном русским зодчим, но находящимся сейчас в другом государстве. Справедливости ради отметим, что во время строительства Финляндия еще была частью России, которую передали в 1809 году по мирному договору. В том же году было образовано Великое княжество Финляндское со своим сеймом. В 1812 году столицей княжества был объявлен город Гельсингфорс (Хельсинки). Поэтому от Петербурга мы несколько отдалились, но в России остались. Содействие в строительстве собора оказал генерал-губернатор Финляндии граф Федор Федорович Берг, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о разрешении пригласить в Хельсинки для строительства нового  большого православного храма (старый уже не вмещал всех прихожан)  академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева.

Составление архитектурного проекта и само строительство храма заняли 11 лет с 1857 года по 1868 год.  Само строительство Успенского храма заняло шесть лет и построено в любимом архитектором русско-византийском стиле с элементами романского стиля.  Это самый большой православный храм в Западной Европе.

Горностаев прибыл в Хельсинки летом 1859 года.  Место для храма было выбрано на гранитной скале. В том же году были составлены чертежи, которые были Высочайше утверждены в 1860 году Александром II. Торжественная закладка храма  состоялась летом 1862 года. Архитектор сам руководил стройкой… Сколько раз в наших рассказах о созидателях, творцах мы уже сталкивались  с превратностями рока… Зимой 1862 года Горностаев скончался в возрасте 54 лет.  Строительство продолжил архитектор Иван Александрович Варнек, который только что завершил работу над собором в Суоменлинне (Свеаборг). В проект Горностаева он почти не внес изменений, только звонницу заменил колокольней. Осенью 1868 года стоялось освящение и открытие храма. В 1872 году Успенский собор стал кафедральным.

Успенский собор стоит на вершине скалы, которая составила естественный фундамент для кирпичного храма, и виден со всех точек города и с залива. Выбор кирпича как строительного материала был обусловлен местом расположения собора, на возвышенности, продуваемой морскими влажными ветрами. Собор имеет квадратную в плане форму с выступающей полукруглой алтарной частью и трехъярусной колокольней. Общая высота собора 51 метр (к сравнению, высота Исаакиевского собора 101 метр). Собор увенчан тринадцатью куполами с покрытым сусальным золотом главками и крестами. Колокольня тоже увенчана главкой с крестом. Внутреннее оформление собора авторское – выполнено по эскизам архитектора А. Горностаева. Арочные своды расписаны византийскими орнаментами. Верхняя часть центрального свода и арочное перекрытие над алтарной частью представляют собой голубое звездное небо, над алтарной частью на фоне звездного неба изображен символ Святого Духа – голубь.

В 1923 году православная церковь Финляндии вошла в состав Константинопольского патриархата на правах автономной Архиепископии. Сегодня собор является резиденцией архиепископа Хельсинки в финской православной церкви.

Такова короткая, но насыщенная путешествиями, великими дружбами и творчеством судьба Алексея Максимовича, который не смог увидеть результата своей работы в Хельсинки. Всего три года ему было отпущено на проектирование и начало строительства. Но никто и никогда не оспаривал его авторства.

С 1858 года и до конца жизни А.Горностаев был преподавателем начертательной геометрии, перспективы и теории теней в Академии Художеств. За время работы в Академии он  воспитал ряд известных архитекторов, работавших в псевдорусском стиле.

Умер Алексей Максимович 18 декабря 1862 года от водянки. Похоронен на территории Троице-Сергиевой пустыни среди своих лучших созданий. Проект памятника на его могиле выполнил племянник Алексея Максимовича – Иван Иванович Горностаев.

 

 

Городские ворота.Ораниенбаум
Дача Громова в Лопухинском саду
Дом Шпаковского(А.Ф.Шишмарева) на Невском проспекте
Братский корпус с надвратной церковью св. Саввы Стратилата
Братский корпус Троице-Сергиевой пустыни. Историческое фото
Часовни-киоты во имя Спаса Нерукотворного и Покрова Божией Матери (караулки)
Церковь преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой пустыни
Храм Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой пустыни
А.М.Горностаев.Успенский собор в Хельсинки. Рисунок из журнала
Успенский собор в Хельсинки
Интерьеры Успенского собора в Хельсинки
Успенский собор. Купол
Успенский собор в Хельсинки. Вид сверху
Смотрите также:
25.03.2019
Кирочная 24. Проведение ремонтных работ на дворовых фасадах. Фото НРФ МИР
Рассказываем о работах по капитальному ремонту дворовых фасадов Дома Ю.Б.Бака (Кирочная, 24А) На основании государственного контракта № 18-396/Б/ФС...
21.03.2019
Кирочная 24. Фото НРФ МИР. Март 2019 г.
В последнее время в СМИ появилось много публикаций, содержащих недостоверную информацию о реставрации Дома Ю.Б.Бака. Уточняем: по условиям  го...
20.03.2019
Расчистка лепного декора. Август 2018 года. Фото НРФ МИР
В ходе капитального ремонта Дома Ю.Б.Бака  проведена реставрация архитектурно-лепного декора лицевого фасада На основании государственного кон...