+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
28.03.2017

В марте исполнилось 166 лет со дня рождения  архитектора Антона Осиповича Томишко (1851-1900). Вспоминаем основные вехи его творческой биографии и рассказываем о двух главных петербургских постройках.

В марте исполнилось 166 лет со дня рождения русского архитектора чешского происхождения Антона Осиповича Томишко (1851-1900). Вспоминаем основные вехи его творческой биографии и рассказываем о двух важнейших петербургских постройках.

Антон Осипович (Антоний Иосифович) Томишко родился в 1851 году в небольшом городке Германув Местец близ Пардубиц в Чехии.  Отец  Антония был скульптором, и у мальчика с детства проявилась склонность к рисованию.  Впоследствии именно любовь к живописи и графике определила судьбу Антония. Когда юноша оканчивал гимназию в Пардубицах, его рисунки понравились  бывшей проездом в Чехии  русской  меценатке. Она  пригласила  талантливого мальчика в  Москву для обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, где он в течение года учился в качестве вольнослушателя на отделении живописи. Однако уже в следующем году юноша переехал в Петербург и поступил в Академию художеств на отделение архитектуры.

Блестяще окончив Академию, Антон Томишко получил звание классного художника по архитектуре с правом на производство построек. Поскольку на государственную службу не принимали иностранных подданных, 12 февраля 1875 года Антон Томишко стал русским архитектором чешского происхождения. И уже в новом своем качестве отправился в четырехлетнюю заграничную поездку. Отчет о своей работе – проект греческого храма – Томишко представил в Академию в 1879 году. За этот  труд и  познания в архитектуре он был представлен к званию академика. Так началась его карьера в качестве архитектора.

В числе наиболее известных построек зодчего в Петербурге – комплекс зданий знаменитых Крестов, Александро-Мариинское училище для слепых (ул.Профессора Попова, 37, ныне главное здание ЛЭТИ), Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости(совместно с Л.Н.Бенуа и Д.И.Гриммом) и Нижняя дача Николая II в Петергофе.  Рассказываем о двух  проектах Томишко, которые в словаре Брокгазуе и Ефрона названы «важнейшими».

Комплекс  зданий тюрьмы «Кресты»

История «Крестов», самой знаменитой из русских тюрем, весьма интересна. Современный адрес этого обширного комплекса – Арсенальная набережная,7.

При императрице Анне Иоанновне (в 1730-1740-х годах) здесь размещался «Винный городок». После проведения в России тюремной реформы строения аннинских винных складов были приспособлены под содержание 700 арестантов с ночным разделением и такой организацией труда, чтобы мужчины и женщины работали раздельно. Проект этой перестройки составил автор первого тюремного «креста» в Петербурге и директор Санкт-Петербургского тюремного комитета В.П. Львов. В 1874-1876 гг. по его проекту с арестантским корпусом, имевшим план в форме равноконечного креста, была построена военная тюрьма, впоследствии получившая название «Кресты».

Второй и третий «кресты» – Санкт-Петербургский городской арестный дом – были построены в 1877-1880 годах на берегу реки Монастырки, огибающей Александро-Невскую лавру. Автором этого проекта был известнейший петербургский зодчий Николай Леонтьевич Бенуа. Комплекс предназначался  в основном для одиночного заключения, но предусматривалось и некоторое количество «общих помещений».

Помимо планировочного решения, все три «креста» роднит сходство архитектурного облика: это постройки в «кирпичном стиле», образцов которого не так много в гражданской архитектуре Петербурга. Спустя 20 лет бывшие здания «Винного городка», перестроенные в тюремные, перестали удовлетворять нужды ведомства исполнения наказаний. Требовалось их расширение, к тому же тюрьмы в России к тому времени постоянно были переполнены.

Проектировал новые «Кресты» архитектор Главного тюремного управления Антон Осипович Томишко. Его задачей было составить проект комплекса зданий для краткосрочного одиночного содержания 1500 арестантов. Имея собственные оригинальные решения тюремных зданий, А.И. Томишко все же обратился к опыту Н.Л. Бенуа.  Кардинальным отличием было проектирование церкви как смыслового и композиционного акцента всего тюремного комплекса.

К строительству приступили в 1884 году. Силами арестантов были разобраны старые здания, проведены земляные работы. Через 6 лет был сооружен целый комплекс построек: два арестантских корпуса с одиночными камерами, административный корпус с церковью Александра Невского, входное здание с квартирами надзирателя, кухня с пекарней, 4 больничных корпуса, котельная, баня – всего 20 отдельно стоящих зданий, часть которых была связана переходами или чугунными трапами.

 При строительстве этого комплекса архитектор Томишко использовал новаторские решения, особенно в части инженерных и технических вопросов. Так, именно в Крестах –  в первой из российских тюрем – были применены электричество и центральное отопление. Системы водоснабжения, канализации, электрификафии проектировались автономными. Удивительно, но  все эти системы (без проведения капитальных ремонтов) работают и по сей день.

 Построенная по новаторскому проекту, тюрьма Кресты стала образцовой для России конца ХIХ – начала ХХ веков. По воспоминаниям революционера П. Инфантьева, проведшего в «Крестах» 10 месяцев одиночного заключения, это была «тюрьма с ее просторными, светлыми и чрезвычайно чистыми коридорами, где не виднелось на одной соринки и все блестело, начиная с вощеного асфальтового пола, и постоянно обчищалось».

Нижняя дача  Николая II в Александрии

В середине 1880-х годов архитектор Антон Осипович Томишко возвел для наследника престола, будущего Николая II, небольшую дачу в стиле неоренессанса на берегу Финского залива. Через 10 лет зодчий, в связи с прибавлением в царской семье, реконструировал здание, превратив его в летний дворец. Ему было суждено стать любимой летней резиденцией императора почти на  двадцать лет: с 1895 до 1914 года.

Нижняя дача  располагалась у восточной границы Александрии, на самом берегу залива. Именно поэтому ее стали называть Нижней дачей, в отли­чие от Коттеджа и Фермерского дворца, находящихся в верхней части парка. Николай II записал в дневнике: «Главная краса всего дома – это близость моря».

На Нижней даче Николай II и Александра Федоровна провели свое первое совместное лето. Здесь родились великие княжны Татьяна, Мария и Анастасия и цесаревич Алексей. 17 октября 1905 года в своем кабинете на втором этаже император подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (известный как манифест о демократических свободах).  Здесь же была поставлена подпись на манифесте 1914 года о вступлении России в империалистическую войну.

Интерьеры Нижней дачи были скромными, с утилитарной отделкой, что характерно для рубежа XIX–XX веков, учитывая особую приватность этого комплекса. Стены –соответственно моде того времени – украшены фотографиями. Кстати, представить себе жизнь царской семьи в Александрии можно в том числе и по фотографиям из нашей подборки.

В 1930-е годы Нижний дворец был превращен в музей, коллекцию которого составляло более тысячи личных фотографий императорской семьи. В конце 1930-х бывшая императорская резиденция стала домом отдыха НКВД. Во время Великой Отечественной войны дворец получил серьезные повреждения, но уцелел. В 1961 году руины были взорваны «для обеспечения безопасности посетителей парка».

Возможность воссоздания императорской дачи в Александрии рассматривалась с 1980-х годов, но на тот момент у руководства музея были более актуальные задачи – реставрация Большого дворца, Каскада, Коттеджа и Фермерского дворца.

Информация о планах по воссозданию Нижней дачи публиковалась в СМИ в течение нескольких лет. В 2016 году первый заместитель председателя КГИОП, архитектор, профессор Александр Гаврилович Леонтьев рассказал  в интервью газете «Известия», выдержки из которого мы  используем  в данном материале, о проекте реставрации.

«Первые эскизные предложения по полному восстановлению разрушенных объектов относятся к началу 2000-х годов. Тогда планировалось сделать там музейную экспозицию. Сегодня рассматриваемый участок, на котором находятся сохранившиеся объекты комплекса и руинированные остатки дачи,  последний, где не проводилась мелиорация, не восстанавливался ландшафт.

Когда на территории есть такой объект, как руины, то не решив, что с ними делать, заниматься прилегающей территорией парка нецелесообразно. Да и сохранившиеся элементы кладки постепенно разрушаются: дожди, снега, ветер, лед и солнце делают свое дело, кирпич деструктируется, раствор выветривается, кладка прорастает растениями. Дачу взорвали в 1960-е, то есть полвека уже прошло, и медлить нельзя».

Рассказывая о  концепции воссоздания Нижней дачи,  А.Г.Леонтьев подчеркнул: «Проект находится в процессе разработки, одобрена лишь концепция. Решено восстановить объем здания, используя как сохранившиеся элементы, так и современные материалы. Например, стекло, с которым можно художественно работать. Причем все современные включения будут не завуалированы, а напротив, обозначены и видны. Важно, какой будет общая пространственно-пейзажная композиция с восстановленным силуэтом здания, а также его цветовыми, фактурными и пластическими характеристиками. Ведь Нижняя дача стоит на берегу Финского залива и участвует в формировании ландшафта всего побережья. С завершением проекта Нижней дачи будет полностью восстановлен исторический ландшафт парка Александрия…После этого можно будет заняться укреплением обширной береговой линии парка».

В облике воссозданной Нижней дачи историческое прошлое встретится с современностью: «Это не столько сам памятник прошлого, сколько память о памятнике. В ближайшее время начнется разбор завалов. Всё, что будет извлечено, будет атрибутировано и привязано к историческому расположению. Мебель не сохранилась, за исключением фрагментов или отдельных единиц. Сохранились, например, часть цокольного этажа, часть арки, фрагменты кладки. Все выявленные артефакты займут свои прежние места.

Главное, что сейчас уже ясно,  необходимо сохранение силуэта комплекса. С одной стороны, проект предполагает корректность в отношении парковой среды, а с другой никто не выдает новые строительные материалы за подлинные. Этот вариант как бы говорит: вот подлинные фрагменты, а вот  восстановленный объем. На этом примере можно будет учить следующие поколения реставраторов».

А.Г. Леонтьев почеркнул, что проект воссоздания Нижней дачи – прорыв для Петербурга: «Ведь для ленинградской реставрационной школы характерно скрупулезное воссоздание памятников («как было»), даже если подлинного материала от них осталось мало. Но … так происходило в исключительных случаях, а в своем подавляющем большинстве это была реставрация с восполнением утраченных или сильно поврежденных элементов убранства. Предполагаемый проект ноу-хау не только для Петербурга, но и для России в целом».

Какой будет Нижняя дача после реставрации?

По словам эксперта, после реставрации Нижняя дача будет использоваться как историко-культурный центр: «Логично, что основное здание следует оборудовать лифтом для малоподвижных групп населения и пожарной команды, а в соседнем восстанавливаемом здании кухни будет ресторан для посетителей. Планируется разместить в здании и мемориальную экспозицию о жизни царской семьи может быть, с акцентом на судьбе цесаревича Алексея».

 В завершение интервью  профессор Леонтьев говорит, возможно, самые важные слова:

«Вообще идея Александрии это воспитание в семье, воспитание в культурном пространстве. Этому способствует сама атмосфера парка. И с этой целью он создавался императором Николаем I. Поэтому логично продолжить преемственность именно в этом направлении».    

Ольга Баранова

  При подготовке  статьи использованы материалы из  открытых источников

Церковь Марии Магдалины при Училище для слепых. Проект арх. А.О.Томишко в журнале Зодчий
Здание ЛЭТИ на Аптекарском острове
Здание городской больницы им. К.А.Раухфуса.2-я Советская ул.6 Суворовский пр.4
Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости на старой открытке
Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости.Ограда
Кресты.Комплекс зданий на Арсенальной набережной
Кресты. Церковь Александра Невского
Вид на Кресты
Вид Нижней дачи в парке Александрия
Нижняя дача Николая II
Гостиная Ольги и Татьяны. Нижняя дача
Нижняя дача. Интерьер
Нижняя дача в Александрии. Фото из архива Анны Вырубовой
Царская семья
Нижняя дача. Фото 1950-х гг.
Руины Нижней дачи
Смотрите также:
06.12.2018
Псков.Окольный город
Проект реставрации Окольного города в Пскове, разработанный НРФ «МИР», находится в Главгосэкспертизе на этапе проверки достоверности определения сметн...
05.12.2018
Собор Св. апостола Павла в Гатчине. Фото НРФ МИР
Специалисты НРФ «МИР» работают над проектом реставрации Собора святого апостола Павла в Гатчине. Государственный контракт на  разработку проек...
28.11.2018
Особняк Э.Игеля на Каменноостровском проспекте
В газете «На Островах и рядом» опубликована статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской о заброшенной усадьбе Эрнеста Игеля. Сегодня, совершая...