+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
15.11.2018

15 ноября 2018 года Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга исполняется 100 лет.

15 ноября 2018 года Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга исполняется 100 лет.

Юбилей достойный –  одна треть от времени существования самого города. К созданию ведомства, несущего ответственность за сохранение исторического архитектурного ядра Санкт-Петербурга, начали приближаться с начала XX века: классицистические особняки уступили место доходным домам,  исчезали загородные усадьбы и дачи. Стало очевидно, что старые здания остро нуждаются в защите, а органа охраны памятников нет. Сохранением культурного наследия столицы и пригородных резиденций занимались несколько учреждений: Императорская археологическая комиссия, Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел, Святейший Синод и Академия художеств.

Попытки разрешить эту проблему все же предпринимались. Так, например, в 1909 году возникло «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». Председателем Общества стал великий князь Николай Михайлович, известный историк и археолог. За период недолгого существования Общества (1909-1915) в его деятельности приняли участие известные представители художественной интеллигенции России.

После Октябрьской революции памятники искусства и старины, лишившиеся хозяев, оказались в опасности. Многие из них были если не разрушены, то разграблены. Представители интеллигенции, не принявшие новую власть, но сознававшие свою гражданскую ответственность, поставили во главу угла свой долг и честь и вошли в работу созданной в ноябре 1917 года при Наркомпросе Соединенной художественно-исторической комиссии. В это время советским комиссаром Гатчинского дворца был назначен граф В.П.Зубов, а его помощницей – княгиня Е.М.Шаховская; хранителем Павловского дворца стал А.А.Половцов, а архитектором детскосельских дворцов – А.Р.Бах, бывший до революции архитектором Царскосельского дворцового правления.

В марте 1918 года в Петрограде учредили Коллегию по делам музеев и охране памятников. Ее председателем назначили Г.С.Ятманова, сочетавшего безупречную партийную биографию старого большевика с искусствоведческими навыками и знаниями.

После ликвидации Министерства императорского двора и Наркомата имуществ охрана памятников истории и культуры перешла в руки единого учреждения – Отдела по делам музеев и охране памятников, основанного 15 ноября 1918 года и ставшего предшественником современного КГИОП. Эта дата и считается временем основания Комитета.

Успешная работа Отдела, осуществлявшего научную регистрацию памятников, во многом реализовалась благодаря руководителю – уже упомянутому Григорию Степановичу Ятманову. Удивительна судьба революционера, который дал возможность работать профессионалам, независимо от их партийной принадлежности, титулов и званий. Его имя сегодня почти забыто, хотя судьба этого человека неординарна и по-человечески достойна. Сын саратовского садовника, после смерти отца с 14 лет самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. В 17 лет он уже член нелегальных большевистских кружков, участник первой русской революции. С 1912 года он учился в Школе поощрения художеств в Петербурге и одновременно занимался исполнением стенных росписей в Казанской церкви Новодевичьего монастыря (Московский пр., 100). В дни Октябрьской революции его назначили комиссаром по защите музеев и дворцов.

Время лечит, но оно же и калечит. Как и многих, Г.С.Ятманова не миновал 1937 год:  он подвергся репрессиям и имя его надолго предали забвению. В это время происходили потери не только памятников, но и их хранителей, которые уничтожались физически. Погиб П.П.Вейнер, основатель музея Старого Петербурга, издатель журнала «Старые годы». Многолетнее заключение пережили хранители петергофских дворцов Н.И.Архипов и гатчинских – В.К.Макаров.

С 1938 года охраной наследия ведал Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Леноблгорсовета, в 1944 году реорганизованный в Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП). Это была не самостоятельная организация, отдел входил в состав Управления по делам архитектуры.

В годы Великой Отечественной войны специалистам пришлось сохранять памятники в условиях 900-дневной блокады Ленинграда. Был создан аварийно-восстановительный батальон, бойцы которого осуществляли обмеры, фотофиксацию и консервацию поврежденных зданий. Несмотря ни на что, люди жили убежденными в скором победном окончании войны, и в условиях блокады составляли планы по послевоенному проведению реставрационных работ.

После окончания войны костяк коллектива ГИОП составили демобилизованные фронтовики и бойцы аварийно-восстановительного батальона. В первые послевоенные годы сотрудники ГИОП вместе с реставраторами заложили основы ленинградской школы научной реставрации.

В 1960-1970-е годы, отмеченные значительным увеличением масштабов реставрационных работ, коллектив ГИОП занимался разработкой объединенных зон охраны, регламентацией форм работы сотрудников с объектами наследия. Архивные фонды ГИОП пополнялись историческими справками, чертежами и проектами архитекторов Петербурга-Ленинграда, реставрационными методиками.

В начале 1990-х годов руководство коллектива смогло отстоять необходимость существования единого государственного органа охраны памятников в городе, вернувшем свое историческое имя – Санкт-Петербург. А в 1996 году ГИОП ГлавАПУ (Главного архитектурно-планировочного управления) был преобразован в самостоятельный Комитет Администрации Санкт-Петербурга с сохранением привычной аббревиатуры (КГИОП). Коллектив КГИОП, руководимый архитектором Никитой Игоревичем Явейном (1996-2003) и в дальнейшем искусствоведом Верой Анатольевной Дементьевой (2003-2011) смог перестроить работу с учетом новых социальных условий и отношению к собственности.

Автор этого текста 20 лет работал в коллективе  ГИОП (КГИОП). Это были сложные годы, 1990-2000-е. Приходилось приноравливаться к новым реалиям времени: передача памятников архитектуры из одних рук в другие, приватизация объектов, состоящих на государственном учете, квартир в домах-памятниках. Работа была творческой, но   в то же время требовала большой собранности. Ведь от подготовленного сотрудниками ГИОП (КГИОП) заключения, акта осмотра, охранного обязательства и проч. зависела судьба не только архитектурного объекта, но и людей, работающих в нем или живущих.

Современный КГИОП –  это совсем другая организация. Появился новый термин, определяющий статус  его сотрудника – чиновник.  Я не оцениваю, плохо это или хорошо, так как и сама автоматически оказалась в XXI веке чиновником, придя на работу в XX веке инспектором. Сегодня КГИОП, который с 2014 года возглавляет юрист Сергей Владимирович Макаров –  четко структурированная команда чиновников, работа которой построена на бесчисленном количестве нормативных документов. Порой у них не получается по объективным причинам вникнуть в творческую составляющую конкретного реставрируемого объекта.

Архитектура, а тем более реставрация архитектурных памятников – это прежде всего результат коллективного творчества. Я застала времена, когда не было такого ошеломительного по объему списка памятников, находящихся под государственной охраной. У специалистов ГИОП в приоритете было натурное исследование объекта (или его части) перед началом реставрационных работ, изучение архивных и иконографических материалов, коллективные обсуждения проблемы перед принятием решения. Была совместная творческая, очень живая работа с архитекторами проектов реставрации, с лучшими представителями ленинградской реставрационной школы. И все это вместе взятое называлось СЧАСТЬЕ. Я его испытала.

 

Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

Выписка из протокола совещания 15.11.1918 г. Фото КГИОП
С.В.Чехонин. Плакат Общества изучения, популяризации и художественной охраны старого Петербурга и его окрестностей. 1923 год
Н.И.Явейн
В.А.Дементьева
Председатель КГИОП С.В.Макаров
Вход в КГИОП с площади Ломоносова
Здание на ул. Зодчего России. КГИОП
КГИОП Санкт-Петербурга. Пл. Ломоносова 1
Смотрите также:
18.03.2019
Кирочная 24. Фото НРФ МИР. Март 2019 г.
Научно-реставрационная фирма «МИР» завершит работы по капитальному ремонту Дома Бака летом 2019 года В настоящее время  обсуждается перечень р...
15.03.2019
Капители колонн лицевого фасада. Фото НРФ МИР
Петербургские СМИ распространили очередную непроверенную информацию о «кривых капителях колонн на лицевом фасаде» после проведения работ по капитально...
14.03.2019
Кирочная 24. Ремонт дворовых фасадов
В соответствии с Соглашением, все работы по капитальному ремонту Дома Бака будут завершены  летом 2019 года 12 марта  2019 года подписано...