+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
18.10.2018

18 октября 1883 года  был  заложен храм Воскресения Христова на Екатерининском канале, известный как Спас на крови.

18 октября 1883 года  был  заложен храм Воскресения Христова на Екатерининском канале, известный как Спас на крови.

6 (18) октября 1883 года состоялась торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале. Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен. На строительства храма государство выделило по смете 3 миллиона 600 тысяч рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 миллион рублей. Этот миллион внесла царская семья.

Храм Воскресения Христова – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца ХIХ века. Он построен на месте, где 1 марта 1881 года народовольцем И.И.Гриневицким был смертельно ранен Александр II. Это дало собору второе, чаще  употребляемое название – Спас на крови.

Вечером того же мартовского дня на набережной Екатерининского канала, на месте разыгравшейся трагедии был установлен деревянный забор и поставлен часовой.

2 марта на чрезвычайном заседании городская Дума просила Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести … на средства города часовню или памятник». Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако временно решили построить часовню. По проекту Л.Н.Бенуа уже в апреле часовня была возведена.

Ежедневно в часовне служились панихиды в память Александра II, и она простояла на набережной канала до весны 1883 года. Затем, в связи с началом строительства собора,   часовня была перенесена на Конюшенную площадь.

В начале 1881 года Городской думой была создана Комиссия по увековечению памяти Александра II. 27 апреля Комиссия опубликовала в газетах условия конкурса на создание церкви. Срок подачи проектов – 31 декабря 1881 года.

23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы Александру III, но ни один из них не получил Высочайшего одобрения. Император высказал пожелание, чтобы храм был построен в стиле русских церквей ХVI-ХVП веков. Естественно, что желание Императора явилось обязательным условием второго тура конкурса.

В марте 1882 года Комиссии по сооружению храма был представлен 31 проект. Большинство проектов были выполнены в академическом русско-византийском стиле. Несмотря на общее стилевое решение, проекты первого тура можно условно разделить на три группы.

Прототипом для первой группы послужили московские храмы Соборной площади второй половины ХV – начала ХVI веков.

В основу второй группы проектов легли композиционные схемы собора св. Софии в Константинополе. Даже в проекте они подавляли своей массой.

К третьей группе проектов были отнесены работы, выполненные в стиле барокко московской и ярославской архитектуры ХVII века.

Все проекты храма, представленные Комиссией на утверждение Александру III, были императором отклонены. Царь хотел иметь не обычную церковь, а мемориальный комплекс, построенный в чисто русском стиле ХVII века.

Теперь перед участниками стояла уже четкая и определенная задача: создать храм в духе ретроспективного национального стиля. В результате во всех проектах, представленных на конкурс, варьировались мотивы русского зодчества ХVI-ХVII веков. Победителем неожиданно для всех участников конкурса стал проект архитектора А.А.Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (И.В.Малышева). Участвуя в конкурсе, архимандрит Игнатий, не имевший профессиональных навыков, привлек к конкурсной разработке проекта храма известного ему по работе в Троице-Сергиевой пустыни архитектора А.А.Парланда.

Основу собора составлял столпообразный куб, над которым возвышался центрический пятиглавый объем. Проект не отличался композиционной законченностью, но соответствовал задаче прославления Александра II. Именно поэтому совместный проект А.А.Парланда и архимандрита Игнатия был принят как наиболее полно вобравший в себя конкретные условия, поставленные императором Александром III.

Проект был одобрен царем 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки. Окончательно же он был утвержден лишь спустя четыре года – 1 мая 1887 года, т.е. уже в процессе строительства.

Собор имеет асимметричную неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть храма как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В нарушение православных традиций входные двери храма смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами со стрельчатыми шатрами.

Декоративная отделка фасадов насыщенна и многослойна. Цокольная часть здания облицована четырьмя рядами сердобольского гранита. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита.

На фоне коричневато-красного зигерсдорфского кирпича, которым облицован основной объем здания, нарядно выглядят цветной и белый мраморы, керамические изразцы. Окна обрамлены резными колоннами из эстляндского мрамора. Стены украшает орнамент из цветных фарфоровых и керамических кирпичей. В тимпанах привлекают взгляд мозаичные изображения. Барабаны куполов прорезаны узкими световыми окнами. Главы собора – луковичной формы, покрыты цветной ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон.

Общая площадь мозаики фасадов храма превышает 400 кв.метров. В технике русской мозаики выполнены расположенные с трех сторон колокольни собора гербы русских городов и уездов.

Исключительность положения храма Воскресения определила его назначение. Храм не являлся приходским, он находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовые нерегламентируемые посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Специфичность храма-памятника определила и его оформление, как фасадное, так и интерьерное. Оно включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов.

Мозаики храма знаменуют начало нового этапа в развитии русского мозаичного искусства. Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Часть мозаик выполнена в традициях академизма по живописным эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева. Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Мозаичные картины выполнены частной мозаичной фирмой Фроловых и мозаичным отделением Академии художеств.

Цветной и поделочный камень удивительно гармонирует с мозаичным убранством собора. В оформлении здания использовано свыше двадцати видов отечественных и зарубежных минералов. Подобно древнегреческим и древнеримским памятникам, пол здания выложен из разноцветных мраморных плит, представляющих сплошные красочные орнаменты.

Иконостас, киоты и сень выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшм, порфира, орлеца. Их художественное и цветовое решение органично сочетается с мраморной облицовкой стен, пилонов, разноцветным наборным полом.

Особое место в интерьере храма Воскресения Христова занимает сень, устроенная на месте, где Александр II был смертельно ранен. Она выполнена по рисунку А.А.Парланда и установлена в июле 1907 года.

Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года. На нем присутствовали Николай II  с супругой, двор, представители высшего духовенства, министры. В храм допускали только по пропускам, подписанным П.А.Столыпиным.

В отличие от других православных церквей, содержание храма взяло на себя государство. В таком же привилегированном положении находились лишь Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя в Москве.

В храме Воскресения Христова не крестили, не отпевали, не венчали, т.е. не было обычных треб приходской церкви.

В 20-е годы XX века, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 года специальным постановлением ВЦИК его как действующую церковь закрыли. Здание предполагалось передать Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Во время ленинградской блокады Спас на крови превратился в самый настоящий морг. Со всего города сюда свозили тела погибших ленинградцев, что, к сожалению, подтверждало историческое название храма.

После войны храму опять-таки не вернули религиозную функцию – его начали использовать как склад декораций Малого оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

20 июля 1970 года Ленгорисполком принял решение о создании в бывшем храме филиала Государственного музея «Исаакиевский собор». Автору этого текста, работавшему в те годы в Исаакиевском соборе, довелось увидеть Спас на крови сразу после его передачи музею-памятнику. Впечатление было грустное: мозаик почти не видно, т.к.  стены и своды покрыты многолетней паутиной и биологическими следами жизни голубей. Все необходимые для эксплуатируемого здания коммуникации – освещение, водопровод и канализация, системы отопления – отсутствовали.

Невзирая на такие грустные результаты первоначального обследования технического и художественного состояния храма, не без влияния директора Исаакиевского собора Георгия Петровича Бутикова, были установлены строительные леса. Но процесс надолго затянулся. Для ленинградцев стал привычен вид Спаса на крови, окруженного лесами.

Отсюда появились и строки известной песни Александра Розенбаума:

 

Хочу придать домам знакомый с детства вид.

Мечтаю снять леса со Спаса на Крови.

 

Сняли леса с отреставрированного храма накануне путча – в августе 1991 года.

Уникальность ансамбля храма Воскресения Христова на Екатерининском канале не только в его стилистическом архитектурном языке, и не только в выигрышном местоположении, позволяющим видеть его с разных точек центра Петербурга. Это еще и единственное в стране редчайшее собрание произведений русского мозаичного искусства. После периода сложнейшей реставрации, 23 мая 2004 года в храме Спас на Крови состоялось первое после его закрытия богослужение.

                                                                                 

            Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

 

Читайте биографию А.А.Парланда:

https://www.nrfmir.ru/ru/2015/12/12/vspominaya-velikikh-arkhitektorov-alfred-parland

Материал о мозаичной мастерской Фроловых:

https://www.nrfmir.ru/ru/2016/10/12/siyanie-mozaiki-masterskaya-frolovykh

 

Строительство храма. 1900-1906 гг.
Альфред Парланд на фоне модели храма
Строители храма. А.Парланд - 1-й ряд, 3 слева
Спас на Крови в процессе завершения строительства
Спас на Крови. 1900-е годы
Спас на Крови. Историческая фотография
Спас на крови. Перспектива храма от Казанского собора
Спас на Крови. Реставрация. 1981 г.
Спас на крови. Распятие
Фрагмент с элементами отделки фасада
Храм Воскресения Христова. Современное фото
Фрагмент фасада с мозаикой
Фрагмент фасада. Отделка главки цветной эмалью
Интерьер собора
Спас на Крови. Рисунок пола из разных пород мраморов
Спас на крови. Интерьер
Мозаики на стенах Спаса на Крови
Спас на крови. Вид сверху. Фото Дмитрий Балакирев.2017 г.
Вид сверху
Вид на храм Воскресения Христова
Смотрите также:
15.11.2018
КГИОП 100 лет
15 ноября 2018 года Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга исполняется 100 лет. Юбилей достойный...
12.11.2018
Кирочная 24. Проект реставрации козырьков. НРФ МИР. Фрагмент
Комментарий искусствоведа Научно-реставрационной фирмы «МИР» Р.А.Миропольской относительно реставрации кованых козырьков Дома Бака.   При в...
09.11.2018
8  ноября состоялся пресс-тур в  кузнечную мастерскую, где реставрируются кованые козырьки  Дома Ю.Б.Бака (ул. Кирочная, 24). Козырь...