+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
24.12.2018

23 декабря 1912 года было открыто здание «Астории». История знаменитой гостиницы и архитектурного шедевра – в нашем материале.

23 декабря 1912 года было открыто здание «Астории». История знаменитой гостиницы и архитектурного шедевра – в нашем материале.

В 1907 году акционерное общество «Палас-Отель» купило под новую гостиницу участок на углу Исаакиевской площади и Большой Морской улицы. В XIX веке на этом месте находился особняк князя А.Львова. который в 1908 году был разобран. Новую гостиницу предполагали построить к концу 1909 года, но в результате строительные работы были завершены в 1912 году. Автором проекта выступил известный петербургский архитектор шведского происхождения Федор Лидваль. В строительстве принимали участие инженер Н.П.Козлов и инженер-архитектор К.Г.Эйлерс.

Официальное открытие гостиницы состоялось 23 декабря 1912 года. Название было дано в память о фешенебельном отеле в Нью-Йорке на Пятой авеню, открытом в 1897 году миллионером Джоном Джейкобом Астором, давшем отелю свою фамилию. Первым директором гостиницы стал француз Луи Терье. Немецкая компания «Вайс и Фрейтаг», которая участвовала в финансировании проекта, задумала создать лучшую гостиницу в Европе.

Федор Иванович (Иоганн Фредерик) Лидваль в конце XIX – начале XX века был признанным лидером архитектурного направления «северный модерн». Лидваль  –  автор множества доходных домов и зданий общественного назначения начала XX века, которые сейчас являются «золотым фондом» Петербурга. Это дом Иды Лидваль, матери зодчего(Каменноостровский пр., 1-3), Толстовский дом (наб.р. Фонтанки, 54), здания Азовско-Донского банка (Большая Морская ул., 3-5) и Товарищества братьев Нобель (наб. Екатерининского кан., 6). Немаловажно, что незадолго до строительства «Астории» Лидваль занимался внутренней отделкой интерьеров гостиницы «Европейская» (Невский пр., 36). Ф.И.Лидваль оставил в Санкт-Петербурге большое наследие, и гостиница «Астория» – до сих пор признанный во всем мире пример стиля и вкуса.

А ведь после открытия гостиницы «Петербургская газета» писала: «Обезображение площади завершилось воздвигнутым отелем на углу Вознесенского и Морской. Вместо ожидаемого роскошного здания из-за лесов появился обыкновенный доходный дом, лишь кое-где – приличия ради – украшенный намеками на архитектуру».

Предыстория этого участка на Исаакиевской площади весьма интересна. В начале XVIII века участок был пустым и являлся частью площади, зарезервированной в конце 1730-х гг. под строительство казенного здания по проекту архитектора П.М.Еропкина. Угол площади был застроен в конце XVIII века трехэтажным особняком семьи Поггенполь. Участок семьи был обширным, простирался вдоль по Большой Морской улице, и на площадь выходили служебные строения. В этом доме в 1786 году поселился шведский живописец Бенджамин Патерсен, живший здесь до своей смерти в 1810 году. Именно этому живописцу мы обязаны запечатленными акварельными  видами молодой русской столицы  первого столетия ее существования. В 1830-х годах в доме размещался зверинец Карла Берга, в котором показывали гигантских крокодилов и редких змей. В 1836 году дом был продан с публичного торга жене купца 2-й гильдии П.А.Калгиной. Отсюда с 1840 года стали отправляться экипажи «Конторы Дилижансов транспортов» на которых можно было доехать до Риги и обратно. От П.А.Калгиной участок в 1858 году достался надворному советнику С.Д.Воронину и уже с 1870-х годов домом, предшественником гостиницы, владела семья князя Дмитрия Александровича Львова.

В 1903 году здание на углу Исаакиевской площади и Большой Морской улицы было выкуплено Страховым обществом «Россия». Оно использовалось и как доходный дом, и как гостиница. С 1907 года здание принадлежало акционерному обществу «Палас-отель», которое сообщило о своем намерении построить здесь новую гостиницу.

Существующее здание «Астории» в интересах бизнеса было спроектировано гораздо выше соседних с целью создания наибольшей вместимости, а, следовательно, и получения большего дохода. Строение имеет 6 этажей. При этом зрительно стены делятся как бы на три яруса: два нижних этажа, облицованные серовато-розовым гранитом из Каменногорска, смотрятся как основание, средние этажи оштукатурены «под камень» (терразитовая штукатурка), отделенный карнизом верхний этаж украшен декоративными вазами. В угловой части дом занимает территорию только своим первым этажом. Это было сделано по требованию Академии художеств, чтобы строение не перекрывало вид на Исаакиевский собор. Тем же гранитом, которым облицованы два нижних этажа, выполнены медальоны, цветочные гирлянды, маски и вазы. Мощный карниз над 5-м этажом иллюзорно понижает высоту. Скошенный угол позволяет зданию удачно вписаться в ансамбль площади. Этому способствуют и пилястры трех средних этажей, которые перекликаются с колоннами здания Германского консульства (Исаакиевская пл., 11) по другую сторону площади.  Первый этаж с длинным рядом остекленных арок, украшенных скульптурными масками на замковых камнях, также «работает» на создание продуманного во всех деталях архитектурного образа, занимающего такое важное место в пространстве сложившейся Исаакиевской площади.

Известный искусствовед Георгий Лукомский высказался по поводу «Астории» довольно жестко: «К сожалению, общий силуэт гостиницы, не вполне внушительный своею архитектурою, вызывает справедливые нарекания. Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади». Но, к счастью, Г.Лукомский, критикуя здание, остался в одиночестве. Большинство критиков отмечали, что по-европейски «элегантные и аккуратные» фасады «Астории» достойны всяческих похвал.

Только открывшись, гостиница «Астория» стала самым фешенебельным, прогрессивным и инновационным, как мы бы сегодня сказали, отелем Российской Империи, который отвечал всем требованиям инженерной мысли того времени. Электричество, 10 лифтов, световая электрическая сигнализация, паровое отопление, телефон, вентиляция… Первым владельцем гостиницы числился немецкий подданный Отто Мейер.

На открытие гостиницы 23 декабря 1912 года были приглашены «именитое купечество, представители адвокатуры, прессы здешней и иностранной». «После молебствования все приглашенные обозревали грандиозный отель, вызвавший восторг присутствующих», – писала пресса. По сути, именно с открытия отеля началось грандиозное празднование трехсотлетия династии Романовых, растянувшееся на весь 1913 год.

Во время Первой мировой войны «Астория» стала военной гостиницей – сюда прибывали с фронта высшие чины офицеров империи. Во время переломных исторических событий гостиница оказалась на месте стратегически выгодном: летом 1917 года здесь размещался штаб генерала Лавра Корнилова, в конце того же года на фасаде появился транспарант: «Да здравствует Интернационал!».

После Октябрьской революции в «Астории» обосновалась новая власть, устроив в комфортабельном здании «Первый дом Петроградского Совета», а с 1924 года – «Первый дом Ленинградского Совета». Но при этом Советская власть понимала, что «Астория» может сама заработать, и в 1926 году гостиница перешла под управление общества «Интурист», принимая британского писателя-фантаста Герберта Уэллса, американского бизнесмена Арманда Хаммера и прочих западных представителей, готовых оплатить недешёвое проживание в отеле с достойным уровнем условий для отдыха.

В дни блокады Ленинграда «Асторию» немцы не бомбили. По устойчивой легенде считалось, что Гитлер берег здание для банкета в ресторане отеля по случаю взятия Ленинграда. Были отпечатаны пригласительные билеты на празднование, которое должно было состояться 21 июля 1941 года. Но, как известно, банкет не состоялся.  Зато здесь всю блокаду были устроены военный госпиталь и стационар для самых заслуженных блокадников – писателей, музыкантов, художников.

После войны в «Астории» провели восстановительные работы, и вновь наладил свою деятельность «Интурист» (до 1996 года). В 1985-1989 годах производилась реконструкция гостиницы финской фирмой «Юнт Юхтюмя» по проекту института «ЛенНИИпроект». При реконструкции были восстановлены объемно-пространственная и планировочная композиции парадных помещений 2-го этажа, гостиничных номеров, коридоров с холлами; выполнена реставрация архитектурного декора, предметов декоративно-прикладного искусства и проч.

С конца 1990-х годов «Астория» сменила форму собственности. Теперь это не государственное предприятие, а открытое акционерное общество. Сегодня отель «Астория» входит в сеть Rocco Forte Hotels, член ассоциации The Leading Hotels Of The World и отвечает всем требованиям и стандартам XXI века. После длительной реконструкции здания исторические интерьеры восстановлены, причем удалось сохранить предметы, относящиеся ко времени открытия гостиницы. Свои места заняли люстры, канделябры, вазы, фарфоровые тарелки, мелкая пластика…

Сегодня «Астория» не просто отель. Гостиница в самом центре города – партнер Эрмитажа, Мариинского театра: только у нее своя ложа в Мариинском. Трудно представить Исаакиевскую площадь без «Астории», равно как и «Асторию» невозможно представить себе в другом месте Санкт-Петербурга. Здание, построенное по проекту Ф.Лидваля, было последним, с появлением которого окончательно «закольцевался» ансамбль Исаакиевской площади.

 

 Искусствовед  НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

Исаакиевская площадь. 1859 год
Особняк кн.А.Львова.Был разобран в 1908 г.
Фасад д. 39 по Б.Морской ул. где до Астории были меблированные комнаты Бристоль. К.Булла.1900. ЦГАКФФД СПб
Проект арх.А.Владовского. 1909 г
Астория. Чертеж фасада. 1911. ЦГИА СПб
Астория. Групповая фотография участников открытия гостиницы в 1912 году
Астория. Парадный вход
Астория. Нижний холл
Астория. Лобби отеля
Астория. Ресторан с официантами
Интерьер ресторана
Астория. Ресторан. Фрагмент интерьера
Астория. У входа в угловую приемную. 1913 год
Интерьер гостиницы Астория
Астория на фотооткрытке
Астория на историческом фото
Астория. 1930год
Астория 1930-е
Астория. Фото 1952 г.
Вход в Асторию. Фото 1958 г.
Астория (Англетер) 1987 год
Гостиница Астория. Фото 1964 г.
Гостиница Астория и памятник Николаю I
Вход в гостиницу Астория
Фойе гостиницы Астория. Соврем. фото
Гостиница Астория. Вывеска. Соврем. фото
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...