+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
16.10.2018

16 октября 2018 года одному из самых крупных чугунных архитектурных сооружений мира – Московским триумфальным воротам – исполняется 180 лет.

16 октября 2018 года одному из самых крупных чугунных архитектурных сооружений мира – Московским триумфальным воротам – исполняется 180 лет.

На месте, где располагаются Московские ворота, в XVIII веке находилась городская застава. Именно отсюда начиналась дорога на Москву из Петербурга, что послужило поводом для наименования как заставы, так впоследствии и триумфальных ворот.

Заимствованная еще из античных времен традиция встречать победителей строительством триумфальных ворот или арок в Петербурге повелась еще с петровских времен. Первые такие ворота были построены в 1714 году по случаю победы над шведской эскадрой при Гангуте. Стояли они тогда на Троицкой площади на Городском (ныне Петроградском) острове, бывшей в то время средоточием административной и торговой жизни  новой столицы.   В последующие десятилетия триумфальные арки или ворота устанавливались не в честь доблестных свершений русских воинов, а для торжественных встреч императриц Анны Иоанновны (у Троицкой пристани и на Невской перспективе) и Елизаветы Петровны (также на Невской перспективе, на том же месте, где стояли прежние).

В 1773 году на Московской заставе предполагалось установить каменные триумфальные ворота. Проект был выполнен архитектором К.Клериссо и скульптором Э.Фальконе в 1781 году. Но реализация строительства ворот произошла уже в следующем, XIX веке, после победоносных войн России с Персией, Турцией и подавления польского восстания. В 1831 году Николай I отдал приказ об установке триумфальных ворот на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге и, одновременно, совместно с Комитетом для строения и гидравлических работ был утвержден проект новой площади на пересечении Московского шоссе (ныне проспекта) и Лиговского канала.

Автором первого проекта ворот был архитектор А.К.Кавос. Он подготовил проект целого архитектурного ансамбля, в котором триумфальная арка была одной из составляющих комплекса. Проект был признан слишком дорогим и претенциозным. Автором нового проекта триумфальных ворот предложили стать архитектору Василию Петровичу Стасову, уже зарекомендовавшему себя успешным завершением возведенных Нарвских ворот.       

К концу 1832 года Василий Петрович представил варианты проекта, в 1833 году им были выполнены эскизы фасадов ворот в карандаше, и, получив одобрение эскизов, Стасов приступил к детальной их разработке.

В январе 1834 года было выбрано окончательное место для установки Московских ворот. Интересно, что была применена практика макетирования, сегодня, к сожалению, редко используемая зодчими (м.б. было бы меньше градостроительных ошибок в случае выполнения предварительных макетов, позволяющих проверить сомасштабность новой постройки в контексте сложившейся городской среды).

В январе 1834 года на место, выбранное для Московских ворот, установили макет памятника в натуральную величину. Это был изготовленный за 20 дней щит с видом, наглядно демонстрирующим мельчайшие архитектурные детали монумента. По желанию архитектора, кроме щита была выполнена и модель колонны в натуральную величину, которую отлили на Литейном заводе. В марте 1834 года Николай I осмотрел эту модель, оставил свои замечания по поводу проезда между колоннами и высоты аттика и утвердил окончательно место установки. В апреле 1834 года Стасов предоставил окончательный вариант проекта Московских ворот и двух кордегардий для заставы. После утверждения проекта 20 апреля 1834 года большая модель ворот была разобрана.

Колонны отливали на Литейном заводе по частям. Каждая колонна была составлена из девяти чугунных блоков. На Литейном же заводе отливали медные капители. Общий вес чугунных изделий составил более 51 000 пудов (1 пуд – 16,4 кг.). Вес медных деталей – около 1 000, а железных конструкций – 5 000 пудов.

В августе начались работы по закладке фундамента. На утрамбованное дно котлована уложили в два ряда 569 блоков, взятых из фундамента не построенной колокольни Смольного монастыря (арх. Ф.-Б.Растрелли, макет колокольни хранится в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге). Сваи для строительства ворот не забивались, на два ряда блоков уложили четырехметровый слой из тосненских плит (известняк, разрабатываемый по берегам реки Тосно недалеко от Петербурга).

Закладка Московских ворот состоялась 14 сентября 1834 года. Во время церемонии закладки на дно котлована положили платиновые, золотые, серебряные и медные монеты на сумму 126 рублей, камни с инициалами присутствовавших на церемонии высокопоставленных особ и архитектора В.П.Стасова.

В 1836 году Московские ворота стали собирать воедино из отдельных изготовленных элементов. К концу года были собраны шесть колонн одного ряда.

Через два года, в 1838 году, были установлены чугунные скульптурные украшения, а внутри одной из колонн установили чугунную лестницу, ведущую во внутреннюю часть перекрытия. Весь антаблемент покрасили в темно-бронзовый цвет, декоративную скульптуру «выбронзировали».

Однако скульптурное оформление Московских ворот, выполненное в проекте В.П.Стасова, не устроило Николая I, и эту работу он перепоручил скульптору Б.И.Орловскому (автор памятников М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли у Казанского собора). Новый вариант скульптурного оформления Николая I удовлетворил.

По традиции, надпись на воротах составлялась императором. Александр I оставил нам надпись на Триумфальных воротах «Любезным моим сослуживцам» в Екатерининском парке Царского Села. Николай I подготовил посвятительную надпись на аттике Московских ворот при въезде в город: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». Та же надпись была на аттике ворот со стороны города, но уже на латинском языке.

Московские триумфальные ворота стали самым крупным в мире архитектурным сооружением, собранным из чугунных деталей.  Высота памятника – 24 метра, длина – 36 метров. В этой властной архитектуре, в этом триумфе дорического стиля Стасов высказался как гражданин, выразив в суровой композиции гордость за победу и личный свой патриотизм спартанца. Суровость композиции подчеркнута и использованным материалом – арка построена не из камня, а отлита из чугуна, дополнившего жесткую строгость форм.

Торжественное открытие Московских ворот состоялось 16 октября 1838 года в 11 часов утра. Церемония открытия была пышной с присутствием гвардейских полков, членов строительной комиссии и многочисленной публики.

Московские триумфальные ворота решены в духе античного портика – пропилей. Это двенадцать каннелированных колонн диаметром более двух метров, поставленных двумя рядами. Мощная колоннада несет классический антаблемент. Фриз антеблемента акцентирован горельефными медночеканенными фигурами. Венчают ворота восемь декоративных композиций – это «костры» трофеев, придающие облику ворот подчеркнутую торжественность. Фриз ворот декорирован изображением девушек в пышных одеждах. Крылья за их плечами подчеркивают, что это фигуры, олицетворяющие гениев Победы. В руках девушек щиты с геральдическими изображениями гербов двадцати девяти губерний России, рекруты из которых принимали участие в сражениях.

После открытия Московских ворот приступили к постройке двух симметричных кордегардий, которые соединялись с воротами оградой. В боковых пешеходных проходах были установлены чугунные скамейки для отдыха прохожих.

В 1878 году под Московскими воротами прошли полки, освободившие от турецкого ига Болгарию, Сербию, Черногорию и Бессарабию. Этот торжественный марш победоносных войск запечатлен А.Блоком в поэме «Возмездие»:

 

            «Перед Московскою заставой

            Стена народу, тьма карет,

            Пролетки, дрожки и коляски,

            Султаны, кивера и каски,

            Царица, двор и высший свет!..»

 

В начале XX века Московские ворота не имели объезда по сторонам. Конный транспорт не объезжал ворота, а проезжал под ними. И пешеходы не обходили памятник по тротуару, а проходили через крайние боковые проемы между колоннами, где были сделаны ступени. Центральный, наиболее широкий проем между колоннами служил для проезда двух встречных потоков гужевого транспорта, а проемы между центральным проездом и пешеходными проходами были предназначены для проезда карет и легковых извозчиков.

В 1920-х годах исчезли чугунные скамейки (на фото).

Московские триумфальные ворота стали последним крупным сооружением, созданным В.П.Стасовым (17691848).

Почти столетие Московские ворота «охраняли» границу Петербурга-Петрограда-Ленинграда. В 1936 году Московские ворота со зданиями кордегардий были разобраны в ходе планируемого переноса центра города Ленинграда к Дому Советов на Московской площади. В рамках этого проекта воротами собирались украсить заложенный в 1939 году парк (после Великой Отечественной войны – парк Победы). Тем временем началась война, и часть ворот использовали для постройки защитных сооружений: чугунные цилиндры, из которых составлены колонны, были использованы как противотанковые заграждения. Какое-то время ворот вообще не существовало.

           

В 1959-1961 годах ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года (уже без ограды и скамеек для отдыха). Здания кордегардий не восстанавливали.

Пронизанные богатырской силой, триумфальные ворота Московской заставы, в которых гармонично слились патриотическое звучание и художественное совершенство, стали одним из символов воинской славы и красоты города. Конечно, при воссоздании памятника часть декоративных и архитектурных элементов восстановлены не были. Многие жители Петербурга и гости города знают Московские ворота в современном нам виде, какими они были воссозданы после войны по проекту архитектора Е.Н.Петровой. Но и без отсутствующих элементов Московские ворота один из совершенных архитектурно-художественных образов, прославляющих верность военному долгу и Отечеству.

 

 Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

 

Читайте также на нашем сайте:

https://www.nrfmir.ru/ru/content/nevskiy-30-faktov-o-glavnoy-ulice-peterburga

https://www.nrfmir.ru/ru/content/300-let-so-dnya-rozhdeniya-falkone

https://www.nrfmir.ru/ru/content/arhitektory-peterburga-vasiliy-stasov

https://www.nrfmir.ru/ru/2016/04/29/rastrelli

 

И.И.Шарлемань.Московские ворота. Акварель
Московские триумфальные ворота. 1854, И.Бианки
Московские ворота. Возвращение гвардии в Петербург с русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Московские ворота с кордегардиями. 1890-е. Карл Булла
Московские ворота
Московские ворота. Ограда
Московские ворота. Журнал Мир искусства, 1902. № 1
Московские ворота со ступенями для пешеходов и оградой
Московские ворота. Фото Зиверта. Союзфото. 1936 г.
Московские ворота. Скамейка для отдыха. 1936 г.
Московские ворота. Кордегардия в процессе сноса
Московские ворота. Демонтаж на Международном проспекте. 1936 г.
Московские ворота. Фрагмент с ангелами Победы и щитами губерний
Московские ворота.Фрагмент
Московские ворота. Фрагмент с угловыми композициями
Московские триумфальные ворота
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...