+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
19.03.2019

16 марта 1906 года в Петербурге был открыт Ортопедический клинический институт. Краткая история здания – в нашем материале.

16 марта 1906 года в Петербурге был открыт Ортопедический клинический институт. Краткая история здания – в нашем материале.

 В 1901 году императрица Мария Федоровна приказала учредить в столице образцовое ортопедическое лечебное учреждение, соответствующее всем требованиям современной науки. Возведение здания было поручено архитектору Роману Федоровичу Мельцеру. Городская Дума выделила бесплатный участок земли в одном из лучших районов города – в Александровском парке.

История возникновения парка относит нас к середине XIX века.  Но к началу XX столетия часть парка, примыкающая к Троицкой площади, получила новое архитектурно-планировочное решение с множеством дорожек, прудов с островками и мостиками. Именно эта часть парка была предназначена для строительства нового для столицы лечебного учреждения.

Ранее здесь было запрещено всякое строительство, но создание лечебницы посчитали особым случаем. Выделенный под строительство участок неправильной конфигурации выходит к берегам Кронверкского канала (рва). С другой стороны его ограничивает отрезок овальной дороги, которая проходит в старейшей части парка, созданной в 1842-1843 гг. по проекту архитектора А.М.Куци. Эту территорию передали в 1874 году для первого городского древесного питомника, просуществовавшего здесь до 1892 года. Рядом находилось Заведение искусственных минеральных вод.

С 1894 года при Максимилиановской лечебнице в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга работало ортопедическое отделение, руководимое известным специалистом К.Х.Хорном, у которого была также своя частная клиника на Фонтанке. Посетив ее в 1901 году, Императрица Александра Федоровна предложила Хорну создать государственную Ортопедическую лечебницу. Медицинское светило заявил, что здание «может быть сооружено совершенно просто, и единственною роскошью его должны являться большие, высокие и светлые помещения. Фасадные украшения, пышный вестибюль (…) должны быть устранены».

В 1902 году участок бывшего древесного питомника по указу Императрицы был отведен для сооружения Ортопедической лечебницы.  Разработка архитектурного проекта была поручена Р.Ф.Мельцеру, программу устройства медицинского заведения составил авторитетный петербургский врач-ортопед К.Х.Хорн. Он подал на высочайшее имя записку с проектом заведения, состоящего из больницы на 100 коек, приюта для 50 калек и протезной мастерской. Предусматривалась также подготовка врачей-ортопедов.

К 1906 году в юго-восточной части парка завершили строительство трехэтажного здания Ортопедического института, состоящего из главного корпуса и двух подсобных флигелей. Оно решено в лучших традициях стиля модерн, соединяя в себе изысканность и функциональность. Оптимальная планировка, светлые и просторные помещения, гармоничные пропорции – все, как и представлялось К.Х.Хорну. К сожалению, врач не дожил до момента открытия заведения – 2 сентября 1905 год Хорн скоропостижно скончался.

Официальная закладка Ортопедической лечебницы состоялась 21 сентября 1902 года.  В марте 1903 года, в процессе строительства здания, лечебница была преобразована в институт. 9 июля 1906 г. его директором официально был назначен хирург-ортопед, доктор медицины Роман Романович Вреден (1867-1934). Торжественное открытие первого в России Ортопедического института произошло 8 августа 1906 года. Но для пациентов лечебница открыла свои двери 3 (16) марта.

Здание Ортопедического института является одним из значительных примеров рационалистического направления модерна в Петербурге. Функциональное назначение постройки продиктовало простоту архитектурного решения в сочетании с целесообразностью. Ш-образный план трехэтажного здания позволил разместить в нем как стационарное отделение для больных с операционным залом, так и хозяйственный блок, комнаты обслуживающего персонала, жилые помещения, амбулаторию, гимнастический зал и проч.  В третьем этаже здания в торцовой части среднего крыла имелась своя церковь Спаса Целителя, увенчанная небольшой звонницей и луковичной главкой на тонком барабане.

Всеми строительными работами от их начала до конца руководил Р.Ф.Мельцер, выбранный главным архитектором заказчицей – императрицей Александрой Федоровной, т.к. институт создавался по ее идее и на ее средства. Выбор архитектора был объясним. Один из пионеров петербургского модерна, Роман Федорович (Роберт-Фридрих) Мельцер работал в Аничковом, Зимнем, Александровском и других дворцах императорской фамилии. В 1903 году его назначили архитектором Высочайшего двора.

Набор отделочных материалов фасада заслуживает подробного перечисления. Цоколь выделен серым сердобольским гранитом. Работы по облицовке цоколя выполнены мастерской К.О.Гвиди. Дубовые тамбуры выполнены фирмой «Ф.Мельцер». Железные зонтики и решетка балкона выполнена на Художественно-слесарном и кузнечном заводе Энгельсона и Мейзе.

Все наружные стены фасадов над цоколем облицованы белым матовым кирпичом берлинской фабрики Шельдта. Качеству облицовки уделяли особое внимание, выбирая лучший из трех сортов кирпича. Мельцер весной 1903 года сам ездил в Берлин смотреть образцы. Считалось, что этот материал не поддается разрушительному воздействию морозов и сырости.  За пристрастие архитектора к отделке зданий керамической плиткой его называли поборником «гигиенического стиля» (как позднее этот стиль окрестил А.Н.Бенуа). Единая по тону и гладкая керамическая облицовка стен без традиционной рустовки, без излюбленной модерном игры фактур и кривых линий в постройке этого здания превращены из нейтрального фона в самодостаточное средство художественной выразительности. Мельцер стремился к эстетизации простоты и целесообразности, подчеркивая значение современных материалов. Ортопедический институт стал первым крупным зданием Петербурга, полностью одетым в светлокирпичное облачение. Такой холодный стерильный характер фасадов являлся как бы проекцией вовне внутренней функции – создавался призрачный эффект вывернутых наизнанку больничных помещений.

Междуэтажные перекрытия сооружены из железобетона по стальным балкам. Стены раскрыты гигантскими витражами высотой более 10 м., освещающими две железные лестницы. Проемы перекрыты вынесенными на фасады балками. Металлические переплеты окон и балконы простого рисунка исполнены на заводе «Карл Винклер».

Оригинальная и смелая идея Мельцера воплотилась в сплошном остеклении двух лестничных клеток в боковых крыльях здания. Из стен будто вырезаны вертикальные проемы, заполненные гигантскими витражами. Сами лестницы смонтированы из железных конструкций тем же заводом «Карл Винклер». Это предприятие было единственным в России, получившим право на устройство железных лестниц системы «Жоли» (Joly), получившей распространение за границей. Но в Петербурге они использовались в единичных случаях. А преимущество их состояло в экономичности изготовления, простоте конструкции и легкости сборки.

Коридоры в здании института устроены с теневой стороны, а основные помещения ориентированы на солнечные стороны. Главная каменная лестница ограждена металлической решеткой волнообразного рисунка. Полы и нижние части стен в ряде помещений выложены специалистами фирмы «Кос и Дюрр» метлахской плиткой фирмы «Villeroy& Boch».

 Столярные работы произведены фабрикой И.П.Платонова. Лифты были поставлены берлинской фабрикой «Ауфцуг». Центральное отопление и вентиляция выполнены по проекту Петербургского металлического завода.

Конечно, особого внимания заслуживает церковь Спаса Целителя. На фасаде в арочной нише – апсиде – помещен майоликовый образ Божией Матери, созданный в 1904 году по эскизу 17-летнего, никому тогда не известного Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина на лондонской керамической фабрике «Дультон». Поздней осенью 1904 года панно было доставлено в Петербург. Константин Сергеевич Петров-Водкин вместе со специалистами из Лондона участвовал в установке панно на фасад здания. Крупная майоликовая икона создает неожиданный для восприятия контраст строго функциональным формам постройки. Выразительная композиция крупных обобщенных форм рассчитана на восприятие в пространстве. Изображение строится подбором разномодульных фигурных плит. Нимб заполнен золотым растительным орнаментом. Лаконизм рисунка, плавный силуэт, плоскости локальных цветов, лики с огромными глазами и жесты рук сообщают майолике и декоративную силу, и лиричность образов. Канонический иконографический тип воплощен Петровым-Водкиным новым художественным языком. Это самая ранняя в Петербурге монументальная керамическая композиция, которая проторила путь поискам синтеза искусств в архитектуре модерна.

Домовый храм во имя Христа Целителя был освящен 22 декабря 1906 года местным благочинным о. Иоанном Каменским. К этому дню императрица подарила икону «Моление о чаше» и облачения. В интерьере церкви существовал одноярусный складной иконостас с шестью образами, вырезанный из позолоченного дуба на предприятии Ф.Мельцера.  Иконы на цинковых досках написал К.С.Петров-Водкин, запрестольный образ «Спаситель на престоле» – академик  Н.А.Бруни, повторивший в этой работе свою мозаику для православной церкви в Дармштадте. 9 колоколов для звонницы отлили в Гатчине на заводе В.Орлова. Утварь была изготовлена московской фабрикой П.Н.Оловянишникова. Помещение храма, приписанного к расположенному рядом Троицкому собору, в обычные дни использовалось также в качестве аудитории. Тогда алтарь закрывался занавесом. Убранство церкви и главка с крестом исчезли в 1920-х годах.

Работа для Ортопедического института сыграла важную роль в творческом становлении Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Благодаря Мельцеру, с которым юноша из Хвалынска познакомился во время поездки на Волгу, был открыт уникальный талант будущего известного русского живописца. Архитектор стал наставником молодого провинциала, помог начать профессиональное образование, содействовал получению заказов.

Из-за русско-японской войны оборудование института затянулось и только 3 (16) марта 1906 года он открыл свои двери для пациентов. В числе первых оказались пострадавшие при покушении 12 августа 1906 года на председателя Совета Министров П.А.Столыпина на его даче на Аптекарском острове.

Полную противоположность главному зданию Ортопедического института представляют два служебных флигеля, отодвинутых к северной границе участка и образующих отдельный хозяйственный двор. В одном из них размещались механическая прачечная, электростанция и жилые комнаты, в другом – лаборатория, дезинфекционная камера, покойницкая и каретный сарай. Эти хозяйственные постройки уже не облицованы той же светлой плиткой, что и главное здание, а выложены качественным красным кирпичом. Корпуса не претендуют на стилистику модерна, выдержаны в формах «кирпичного стиля», что на контрасте с главным зданием подчеркивает их второстепенную роль. Они даже не воспринимаются неотъемлемой частью комплекса.

Почти 90 лет клиника использовалась по прямому назначению. Однако после переезда Института травматологии и ортопедии имени Р.Р.Вредена на новое место красивейший ансамбль построек Александровского парка был передан в 1995 году новому пользователю – Академии медико-социального управления.

 А в 2009 году здание бывшего Ортопедического института занял Северо-Западный филиал  Российской академии правосудия.

 

Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

 

Александровский парк, 5. План первого этажа
Александровский парк 5, 1907. Здание Ортопедического института
Александровский парк, 5. Общий вид здания. 1907
Александровский парк 5. Фасад здания института
Александровский парк 5.Фото 1907 г.
Здание Ортопедического института в Александровском парке. Историч. фото
Александровский парк 5. Амбулаторная приемная, 1907 г.
Александровский парк 5. Внутренний вид церкви Христа Целителя. 1907 г.
Александровский парк, 5. Фото 1980 г.
Здание Академии правосудия(Ортопедического института). Александровский парк д.5
Церковь Спаса Целителя при Ортопедическом институте(ныне филиал Академии правосудия). Александровский парк д.5
Церковь Спаса Целителя. Александровский парк
Александровский парк 5. Майолика на фасаде церкви. Фото В.Харламовой
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...