+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
30.10.2018

28 октября 1828 года на арке Главного штаба была открыта колесница с гением Славы работы В. И. Демут-Малиновского.

28 октября 1828 года на арке Главного штаба была открыта колесница с гением Славы работы В. И. Демут-Малиновского.

 «Колесница Славы» на арке Главного штаба  в честь победы России над Наполеоном была установлена в 1828 году перед самыми окнами царской резиденции – Зимнего дворца.

«Сие колоссальное произведение искусств вылито из чугуна на Казенном литейном заводе, обшито медью и вызолочено. Здание Главного штаба и целая Дворцовая площадь приняли теперь другой вид», – писала «Северная пчела».

Примечательный факт:  «Колесница  Славы» требовала ремонта гораздо чаще, чем другие памятники Санкт-Петербурга. С монумента часто падали тяжелые детали, неоднократно приходилось заменять до 60 процентов медной обшивки и стальных каркасов, а огромные фигуры статуй с самого начала были «подвижны». Интереснейшая история создания, многочисленных реставраций и ремонтов – в нашем материале.

Арка Главного штаба возводилась последней: её своды поддерживают не только боковые устои, но и стены восточного и западного корпусов Главного штаба, которые к моменту её сооружения успели осесть. Идея установки триумфальной арки между западным и восточным корпусами Главного штаба пришла великому зодчему Карлу Росси во время работы над вторым из них.

Изначально скульптурное убранство арки задумывалось скромным. Проект К. И. Росси предполагал, что на арке здания Главного штаба, строящегося на Дворцовой  площади перед Зимним дворцом, будет установлена отлитая из чугуна фронтальная композиция, состоящая из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Такая же композиция должна была стоять и на противоположном, обращенном к Невскому проспекту, аттике.

 Император Александр I  утвердил проект, предусматривающий  строгий классический облик. Однако пришедший ему на смену  Николай I  пожелал оформить арку  Главного штаба как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Так появилось решение установить  над аркой  конную группу Победы.

Разработку нового украшения для арки Главного штаба Николай I поручил К. И. Росси в марте 1827 года. Здесь стоит отметить, что по первоначальному проекту  и арка, и аттик над ней были сконструированы и построены таким образом, чтобы выдержать развернутые по фронту  чугунные  скульптуры. Согласно  высочайше утвержденному плану,  «Колесницу Славы»  должны были отлить из чугуна, то есть монумент весил бы почти 5000 пудов(80 тонн!). Разумеется, это обстоятельство  делало устройство основания под «Колесницу» инженерной проблемой: необходимо было создать перекрытие, выдерживающее такой вес, на уже построенных для другой цели стенах аттика.  Кроме того, не нужно быть инженером, чтобы понять:  80-тонную  чугунную «Колесницу» едва  ли выдержала бы и сама арка.

Создание монумента и основания для него было поручено Александровскому чугунолитейному заводу. Директор завода А. Кларк выдвинул условия, при выполнении которых он соглашался принять на себя этот труд. Одно из них гласило: «Украшения и фигуры могут быть сделаны из чугуна, железа или меди, как по общему моему с г. архитектором Росси соображению и соглашению найдено будет лучше и удобнее».

Вес  был решающим фактором для К. И. Росси в выборе материала для создания монумента (медный лист толщиной 3 мм) и технологии (выколотка): медная колесница должна была весить в пять раз меньше, чем чугунная. Это давало надежду решить проблему  устройства основания для монумента.

Примечательный факт: К. И. Росси никаких чертежей и расчетов не делал. Он выполнил только рисунки,  потом – картоны. Расчеты и чертежи опорных конструкций и основания «Колесницы Славы» должны были делать на Александровском заводе. Чертежи были утрачены еще до peвoлюции 1917 года.

Проведенные  петербургскими реставраторами измерения толщины медных листов, составляющих оболочки всех фигур «Колесницы Славы», показали, что для создания монумента использовали медный лист толщиной  не более 1,0 мм (а не 3 мм, как было заявлено в проекте).

Решение заменить толстую медь на оболочках фигур монумента тонкой  (фактически фольгой) позволило значительно уменьшить вес фигур. Однако опорные конструкции остались легкими опорами, которые были рассчитаны на  несущие оболочки из толстой меди. По этой причине  вплоть до 1906 года все фигуры монумента были подвижны и подвержены разрушениям: растрескивались швы,  падали детали, влага проникала внутрь фигур, что вызывало преждевременное старение конструкций.

28 октября 1828 года Колесница Славы была открыта. Оболочка фигур – из медной фольги, легкие металлические конструкции, ослабленное основание, все это  окрашено масляной краской под бронзу. Примечательно, что уже во время установки монумента  фигуры двух воинов пришлось снять и увезти на завод для доработки.

После официального открытия работы по отделке Главного штаба и арки проводились до 1830 года, затем по распоряжению  Николая I  колесница была передана в ведение Министерства финансов (в подчинении которого находился также Александровский завод, который должен был следить за сохранностью произведения).

Тем временем в силу вышеописанных особенностей монумента  уже в 1842 году  генерал-квартирмейстер Главного штаба доложил  о падении частей «большого двухглавого орла весом более пуда», и  новый директор завода И.Фуллон поручил мастеру  Симону Костину составить описание утрат. Из описания следует, что некоторые элементы медных оболочек фигур уже исчезли и что «колесница при ветре не совсем неподвижна».

В 1843 году были проведены первые ремонтные работы: обновили окраску масляной краской (бронзировку), однако  подвижность фигур монумента, то есть, по сути, главная проблема, устранена не была. Что интересно, при последующих ремонтах эту проблему так и не решили, хотя с течением времени опасность разрушения и даже падения фигур увеличивалась.

В 1849 году директор Канцелярии Министерства финансов барон А.Ф.Гревениц  поручил  Фуллону немедленно провести еще одно обследование. Составив подробный отчет с указанием всех повреждений монумента, директор завода, кроме усиления внутренних каркасов  фигур и крепежа их к основанию, предлагал также устроить наружный стальной каркас.

Ремонт  провели только через 6 лет, в 1851 году. Новый подрядчик – мастер медных и котельных работ Филатов – представил длинный перечень утрат медных оболочек фигур, декора и атрибутов  монумента, а также отметил, что элементы конструкции проржавели.

Практически  все каркасы  и крепежные детали  «Колесницы Славы» были сделаны заново, а на их изготовление было потрачено 16,5 тонн железа. Здесь стоит упомянуть, что при этом ремонте появились не предусмотренные в проекте К.Росси элементы, в том числе наружные стальные каркасы и стягивающая коней штанга. Фактически, таким образом был нарушен авторский замысел.

Поразительный факт: с 1864 года «Колесница Славы» – бесхозный, никому не принадлежащий монумент в самом центре Санкт-Петербурга:  ни одно госучреждение за него не отвечало. А между тем время не щадило монумент: фигуры теряли свои элементы; под воздействием влаги  ржавели и рушились элементы каркаса, через проржавевшую кровлю  вода проникала в основание памятника и разрушала кирпичные конструкции.

Лишь спустя 20 лет(!), то есть в 1884 году техническая служба Главного штаба обнаружила, что из-за протечек возникла угроза разрушения самой арки. Тем не менее даже аварийное состояние всей конструкции не стало поводом для безотлагательных ремонтных работ: еще два года чиновники пытались разобраться, какое именно ведомство должно заняться ремонтом. Наконец в сентябре 1886 года учрежденная петербургским градоначальником  комиссия  осмотрела скульптурную группу и составила протокол. Документ лишь подтвердил очевидное: «Колесница Славы» требует капитального ремонта.

Были составлены проекты и сметы ремонта, однако денег хватило только на то, чтобы покрыть толем крышу под колесницей. Стоит ли говорить, что по-прежнему остававшееся бесхозным творение Росси продолжало разрушаться?!

Спустя 10 лет Главный штаб вновь забил тревогу по поводу возможных протечек из-под монумента, что могло в конечном итоге разрушить и саму арку. После осмотра  стало ясно, что фактически «Колесницу Славы»  необходимо заново изготовить едва ли не целиком. Среди прочего: «…изготовить  заново из железа целый корпус колесницы, починить все железные арматуры, скрепить все вбитые части лошадей и фигур…»

Кроме того, необходимо было «изготовить заново из красной меди:

У лошадей: 3 цельных хвоста, 2 полухвоста, 7 кусков гривы, 5 органов оплодотворения жеребцов, 6 листов, перекрывающих отверстия спины, 6 блях под копытом у каждой лошади.

У солдат: 2 больших куска плаща.

У колесницы: 15 щитов с орнаментами, 4 орнамента, 50 дубовых листьев, 50 лавровых листьев.

У орла колесницы: 1 голову, 2 крыла.

У фигуры Славы: 1 большую корону из лавровых листьев, 1 ногу левую».

 

Вот чего стоили чиновничьи проволочки! Поразительно, однако, что переписка чиновников относительно выделения суммы на ремонт длилась… еще 10 лет.

Только в 1906 году началась реставрация, причем фирме, которая проводила работы, пришлось снимать слепки с декора колесницы на Нарвских воротах, так как к этому времени весь декор «Колесницы Славы» был уже утрачен (вместе с рисунками и чертежами).

Реставрация  была закончена в конце июня 1907 года. Однако  и на этот раз основание монумента не было затронуто ремонтными работами,  проще говоря – продолжало разрушаться.

С  1907 по 1945 год никаких реставрационных работ на «Колеснице Славы» не проводилось. После окончания Великой Отечественной войны монумент окрасили в тот же цвет, что и в начале столетия.

Лишь в  начала 2000-х гг. петербургские реставраторы (ООО «Интарсия») смогли  вплотную заняться устранением дефектов монумента и приостановить его разрушение.

 Что было сделано? Огромную скульптуру реставрировали на месте. Специалисты убрали искажавшие замысел Росси каркасы и стяжки, установленные во время прошлых реставраций. Укрепили арку, несущую огромную скульптуру. Сохранили историческое чугунное основание, при этом главная нагрузка приходится на новые стальные конструкции. С кровли сделали водоотвод, внутренние помещения оборудовали вентиляцией.

Облицовку скульптуры, как и было задумано, выполнили из меди, но, чтобы придать ей большую прочность, отказались от накладных деталей, сделав все из одного листа. Листы для большей прочности соединили между собой аргонно-дуговой сваркой; в крылья вставили дополнительные латунные конструкции. Внутренние железные каркасы сохранили, проведя предварительно консервацию, установили также обработанные холодным цинкованием стальные каркасы.

Всё свободное пространство в полостях фигур заполнили твердой и очень легкой полиуретановой пеной, которая после отвердевания связывает в единое целое каркасы и оболочки, придавая им необходимую жесткость и стабильность.

В толще пены внутри фигур лошадей в специальных герметичных пустотах расположили гасители колебаний: двухпудовые маятники, настроенные в резонанс с собственными колебаниями фигуры. Для защиты меди от коррозии всю поверхность скульптуры покрыли в три слоя специальным составом под патинированную бронзу.

Мониторинг за состоянием скульптуры ведут ферромагниты. Более того,  «Колесницу Славы» защитили и от попадания молнии.

Однако всего предусмотреть невозможно: в новогоднюю ночь 2001 года (ночь  «миллениума») в отреставрированную богиню Славы во время фейерверка попал пиротехнический снаряд. Скульптура расплавилась, и потребовались большие усилия реставраторов, чтобы воссоздать ее к определенному сроку.

Сегодня «Колесница Славы» на арке  Главного штаба вновь украшает красивейшее здание, завершая ансамбль Дворцовой площади, и притягивает  фотографов, художников, блогеров и руферов. Некоторые из современных фотографий приводим в нашей подборке.

Надеемся, что один из символов воинской славы России прослужит еще как минимум два столетия, напоминая будущим поколением о великой эпохе и задавая тон новым свершениям. В искусстве, политике и в конечном итоге – в истории.

Факт: монумент «Колесница Славы» на арке Главного штаба является самым большим по объему из старинных памятников Санкт-Петербурга. Его высота составляет 9,94 метра, ширина по фронту – 15,62 метра; длина колесницы со статуями лошадей – 9,59 метра.

 

 О.В.Баранова

 Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

 

Карл Беггров. Вид арки Главного штаба
Арка Главного штаба. Фото 1890 г.
Арка Главного штаба. Фото Карла Буллы
Арка Генерального штаба в Санкт-Петербурге
Арка Главного штаба на старой открытке
Е.Агафонова.Колесница Славы
Вид на Колесницу Славы
Колесница Славы и вид на Исаакиевский собор. Фото Александра Петросяна
Колесница Славы. Фото Александра Петросяна
Богиня Слава
Смотрите также:
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...
23.04.2019
Кирочная улица. Фото НРФ МИР
С 22 апреля проводится инструментальное обследование лицевого фасада Дома Бака (Кирочная ул., 24А) С 22 апреля проводится инструментальное обследо...