+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /home/h808041932/h808041932.nichost.ru/docs/includes/menu.inc).

Место

Большой пр. П. С., 83 Петропавловская ул., 8 наб. р. Карповки, 6
Россия
RU

1911-1912 Арх. В. К. Вейс

Заказчик: СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»​

Сегодня Большой и Каменноостровский проспекты — две главные магистрали Петроградского района. История Большого проспекта начиналась в 1730-х гг., когда он был главной дорогой, пересекавшей слободы гарнизонных полков.

В середине ХIХ в. Большой проспект был грязной замощенной булыжником улицей, где селился трудовой люд. Водопровод в этой части города появился только в 1875 г.

До этого нечистоты по деревянным трубам стекали в Карповку и Малую Неву. В начале ХХ в., когда был построен Троицкий мост, строительный бум добрался и сюда, но преобразил лишь центральные улицы Петербургской стороны. Основная прямолинейная часть проспекта начинается у Тучкова моста через Малую Неву и заканчивается полукруглой площадью Льва Толстого, образовавшейся на пересечении Большого проспекта с Каменноостровским.

За площадью проходит короткий, плавно изогнутый отрезок Большого проспекта, проложенный в 1910 г. и заканчивающийся у Петропавловского моста через реку Карповку.

Здесь в 1910-е гг. сформировался удачно застроенный квартал. Замыкает эту достроенную часть проспекта по нечетной стороне дом под № 83, построенный по проекту архитектора Василия Константиновича Вейса в 1911–1912 гг. Дом был построен для Антонины Дмитриевны Барановской — жены инженера В. П. Барановского, директора правления «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» и «Акционерного общества механических заводов П. В. Барановского». Архитектуре этого периода были свойственны новые качества — богатство, насыщенность декора, подчеркнутая репрезентативность, символизирующая благосостояние нового заказчика и потребителя — буржуазии. Ансамбль жилых домов, появившихся на участке Большого проспекта от пл. Льва Толстого в сторону р. Карповки, отмечен достаточно сходными объемно-планировочными решениями и сложными архитектурно-художественными образами. Динамику объемов подчеркивали башни и щипцы, эркеры и балконы, зооморфный декор. Все это в целом значительно повысило роль силуэта дома в панорамном восприятии города. Именно всей этой атрибутикой отмечен видный издалека массивный 6-этажный «Дом А. Д. Барановской», тремя лицевыми фасадами выходящий на Большой проспект, набережную Карповки и Петропавловскую улицу. Дом состоит из корпусов, образующих замкнутый двор. Лицевые фасады — пластичные и обильно декорированные, имеют центрально-симметричную композицию. Особенной выразительностью отличается часть здания с фигурными фронтонами и шлемовидным куполом башни на углу набережной и Петропавловской улицы. К настоящему времени утрачены в значительной степени парапетное ограждение (тумбы и металлическая решетка) и металлическая фигура орла, венчавшая центральный фронтон фасада, обращенного на Большой проспект. Массивная (размах крыльев более 2-х метров) скульптура орла, располагаясь на аттике по оси симметрии фасада, оригинально завершала его композиционное решение, придавая облику дома яркий и запоминающийся силуэт.

Царственно-гордая птица сидела, чуть подавшись вперед, широко раскинув крылья; ее голова с круглыми навыкате глазами и хищным крючковатым клювом была повернута к реке; широкая грудь и могучие крылья говорили о силе орла. Создавалось впечатление, будто случайно пролетавший орел, чем-то привлеченный, безбоязненно спустился с высоты и только-только сел на крышу большого дома. Металлическая скульптура отличалась особой тщательностью исполнения и представляла собой исключительно редкий пример большого художественного произведения, выполненного в редкой технике цинковой гальваностегии — способа покрытия поверхности одного металла другим при помощи электролиза, аналогично гальванопластике.

Автор скульптуры — Артемий Обер, выдающийся скульптор-анималист. Самое известное его произведение — рельефы памятника И. Крылову в Летнем саду. Кроме того, им выполнена фигура орла на здании Дома Зингера на Невском проспекте, 28. В начале 1990-х годов из-за аварийного состояния каркаса скульптура орла была демонтирована и передана на ответственное материальное хранение. Здание в основном сохранило исторический облик и представляет собой интересный пример жилой архитектуры Санкт-Петербурга 1910-х гг., являясь произведением крупного мастера.

Получите консультацию по работам