+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
08.10.2018

В газете «На  островах и рядом» опубликована статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской, рассказывающая о доме по адресу Большая Зеленина, 28.

В газете «На  островах и рядом» опубликована статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской, рассказывающая о доме по адресу Большая Зеленина, 28.

Незабываемую атмосферу нашего города, который во всем мире известен как уникальный образец сохранившегося исторического центра, создают не только известные памятники архитектуры и скульптуры, пригородные царские резиденции, но и те дополнительные к ним штрихи, без которых Санкт-Петербург не был бы столь живописен. Конечно, учитывая затею Петра Великого построить новую столицу России на болотистых землях, где большую часть года и основную составляющую дня представляют сумерки, а летние месяцы не всегда на самом деле соответствуют погодой этому времени года – без этих штрихов вряд ли  Петербург был бы так многообразен.

Один из таких штрихов – мозаичное украшение фасадов зданий. Мозаика, как вид искусства, известна с незапамятных времен. Мозаика, как часть декоративного убранства фасадов, в Санкт-Петербурге появилась только во второй половине XIX века.

Многие здания могут гордится, что их украшают мозаичные панно. Приведем в пример только несколько: музей А.В.Суворова на Кирочной улице, 43 с мозаичными панно, посвящёнными ратным подвигам русского полководца; особняк Е.И. Набоковой на Большой Морской улице, 47 с мозаичным фризом в верхней части фасада. Это только малая толика городских зданий, которые невозможно представить себе без такого роскошного декора. А что говорить о соборе «Спас-на-Крови» на набережной канала Грибоедова!

Совсем недавно наша газета опубликовала очерк о витражах Петроградской стороны. Но и мозаика на Петроградской представлена уникальным архитектурным памятником –  это дом светлейшего герцога Н.Н.Лейхтенбергского на улице Большой Зеленина, 28. Здесь в оформлении достаточно протяженного вдоль улицы лицевого фасада доходного дома, оживляя монотонный ритм окон, остекленных балконов художественных мастерских и эркеров, мозаика в уровне верхнего этажа создает  «живописное» полотно.

Большая Зеленина улица идет от Малого проспекта до набережной Адмирала Лазарева. Зелениных улиц в Петербурге три – Большая, Малая и Глухая. Это единственный в своем роде топонимический ансамбль. Обычно составляющие подобных троек именуются Большой, Малой и Средней.

Свое название Зеленина – Зелейная улица (от слова «зелье» – порох) получила от находившегося с 1710 года в северной части Городского острова, там, где Карповка впадает в Малую Невку, порохового завода, переведенного сюда в начале XVIII века из Москвы. Пороховой завод занимал обширную территорию, обнесенную палисадом. Здесь находилась Зелейная слобода, в которой жили заводские рабочие. Первоначально как завод, так и дорога назывались «зелейными».

В 1801 году завод закрыли, и улица стала дорогой на загородный Крестовский остров, а название «Зелейная» постепенно изменилось на «Зеленина».

Дом на Большой Зеленина улице, 28 построен в 1904-1905 годах и стал первой работой молодого зодчего Ф.Ф. фон Постельса.

Но прежде, чем мы перейдем к рассказу об архитекторе и его постройке, расскажем, для кого было построено это уникальное до сего дня здание.

Светлейший герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский (1868-1928) происходил из известной ветви французского дворянского рода Богарне. Николай Николаевич был внуком великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I (она была супругой Максимилиана Лейхтенбергского, внука жены Наполеона Жозефины).  Н.Н.Лейхтенбергский с 1891 года жил в Санкт-Петербурге, служил в Преображенском полку. За храбрость, проявленную в Первой мировой       войне, был награжден шашкой, завещанной генералом М.Д.Скобелевым. В дни государственного переворота 1917 года герцог Лейхтенбергский выполнял обязанности флигель-адьютанта при низложенном императоре Николае II.  Он был свидетелем в момент отречения царя от престола в Пскове. После революции герцог Лейхтенбергский был активным участником Белого движения и вскоре эмигрировал. В 1918 году он поселился на юге Франции. Николай Николаевич был большим любителем искусств, участвовал в учреждении Донского хора, покровительствовал художникам. По наследству ему досталась коллекция старинного оружия, которая сегодня хранится в Эрмитаже. Вместе с тем это был состоятельный домовладелец, которому принадлежало несколько доходных домов в Петербурге.

Поскольку Николай Николаевич Лейхтенбергский покровительствовал людям искусства, то архитектор фон Постельс предусмотрел в доходном доме на Большой Зеленина помещения под художественные мастерские. Они сразу при взгляде на фасад обращают на себя внимание – четыре выпуклых застекленных балкона на верхнем этаже.

Теперь несколько слов об архитекторе здания. Фридрих Фридрихович фон Постельс (1873-1960) – крупный мастер архитектуры модерна. Потомственный дворянин, фон Постельс родился в лютеранской семье в Санкт-Петербурге. В течение десяти лет (1883 -1893) учился в знаменитой гимназии Карла Мая на Васильевском острове, а в 1900 году окончил Академию художеств, где обучался в мастерской профессора архитектуры Л.Н.Бенуа.

Затем архитектор работал в Петербурге и Москве, а после революции эмигрировал и с 1920 года жил в США, в Нью-Йорке, где работал в качестве архитектора-консультанта и рисовальщика.

Вернемся к самой постройке на Большой Зеленина улице, 28. В петербургском модерне декоративные находки Ф.Ф. фон Постельса, примененные в оформлении этого дома, не имеют прямых аналогов, хотя причудливые формы декора и использование мозаичных вставок в лепной орнамент вызывают в памяти образы творений Антонио Гауди в Барселоне. Но это только если задастся целью «разложить» весь обильный декор фасада «по полочкам». У нас такой цели нет, и  мы рассматриваем здание в целом  как архитектурно-художественный образ, созданный с помощью синтеза искусств.

Доминантой главного фасада является огромный мозаичный фриз, состоящий из пяти больших мозаичных панно. Эти панно были созданы по эскизам художника С.Т.Шелкового в мастерской известного петербургского мозаичиста В.А.Фролова.

По замыслу художника мозаика расположена между окнами пятого этажа и фактически покрывает всю стену здания. Впервые на фасаде здания был изображен пейзаж – поля, холмы, река, городские здания. Индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами был в русле развития этой части города тех лет. Перед нами оригинальная композиция, мотивы которой, переплетаясь и перетекая друг в друга,  создают своеобразную панораму. В наборе панно мастера-мозаичисты использовали крупные по размерам и разнообразные по конфигурации куски смальты. Такая техника укрупненного набора из неправильной формы смальтовых пластин выстраивает форму изображения, подобную смелым живописным мазкам кистью. Подбор цветов используется с расчетом на оптическое их смешение на определенной высоте.

Да, мозаика главенствует, прерываемая четырьмя трехгранными стеклянными фонариками, встроенными в прямоугольник фасада. И вот этот фокус – чередование отсвечивающих смальтовых панно с прозрачными стеклянными фонариками – дает дополнительный эффект.

Конечно, интересен и лепной декор дома. Именно орнаментальный слой является стилеобразующим. Причудливое многообразие текучего, криволинейного орнамента олицетворяет свободную игру стихийных сил. Рельефный декор дома поражает затейливостью, он как будто заряжен мощной энергией: то застывает плотными сгустками, то вскипает пенистыми всплесками или наполняется бурным вихревым движением. Декор фасада самоценен, угадываются сильно стизизованные морские мотивы… Все зависит от нашего воображения.

 

Этот странный-престранный фасад.

Дом ли это – подводный ли сад?

Вход, как грот, под высокой волной.

В тишину, полумрак и покой.

И хранят этот вход, и зовут, и манят

Девы водные, правнучки прежних наяд. (Л.Десятерик)

 

В начале очерка мы упоминали, что архитектором были предусмотрены  мастерские для художников. Назовем лишь несколько фамилий, занимавших эти мастерские.

 Здесь в 1907-1917 году жил известный скульптор-анималист, академик А.Л.Обер. Несколько зданий в Петербурге дополнены его работами. Одна из таких работ – скульптура орла, воссозданная и установленная на угловом фасаде торгового Дома «Зингер» (Дом Книги на Невском проспекте, 28).

В 1916-1918 годах в доме находилась мастерская художника В.И.Шухаева. У него учился сын Ф.И.Шаляпина Борис Шаляпин.

Кроме вышеупомянутых имен, в разные годы здесь жили скульптор-реставратор А.А.Рассадин, художница В.А.Раевская-Рутковская, живописец и график Л.И.Гагарина.

Шли годы, и постепенно «дом с мозаикой» медленно покрывался патиной времени, тускнели под слоем грязи и копоти его яркие, и, можно сказать, «штучные» декоративные элементы, мозаика практически «не читалась». И не только из-за бытовой загрязненности. Как часто, торопясь и не поднимая головы, мы проносимся мимо предметной среды, когда надо остановиться и все же поднять глаза выше уровня витрин и вывесок магазинов.

Завершим наш рассказ о доме князя Н.Н.Лейхтенбергского на позитивной ноте.  Жемчужина архитектуры модерна была включена в федеральную программу «Фасады Санкт-Петербурга» и в 2007 году была проведена качественная реставрация фасада, включая мозаичные панно.

 

Большая Зеленина 28. Проект фасада исторический
Дом герцога Лейхтенбергского.Мозаичное панно. Фрагмент
Дом герцога Лейхтенбергского. Портал входа
Дом герцога Лейхтенбергского. Деталь фасада
Статья Р.А.Миропольской. На Островах и рядом. Сентябрь 2018
Смотрите также:
25.03.2019
Кирочная 24. Проведение ремонтных работ на дворовых фасадах. Фото НРФ МИР
Рассказываем о работах по капитальному ремонту дворовых фасадов Дома Ю.Б.Бака (Кирочная, 24А) На основании государственного контракта № 18-396/Б/ФС...
21.03.2019
Кирочная 24. Фото НРФ МИР. Март 2019 г.
В последнее время в СМИ появилось много публикаций, содержащих недостоверную информацию о реставрации Дома Ю.Б.Бака. Уточняем: по условиям  го...
20.03.2019
Расчистка лепного декора. Август 2018 года. Фото НРФ МИР
В ходе капитального ремонта Дома Ю.Б.Бака  проведена реставрация архитектурно-лепного декора лицевого фасада На основании государственного кон...