+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /home/h808041932/h808041932.nichost.ru/docs/includes/menu.inc).

Место

Исаакиевская пл., 6
Россия
RU
1839–1844 Архитектор А. И. Штакеншнейдер
1845 Освящена
1859 Художник (росписи) Г. Г. Гагарин

Заказчик: Законодательное собрание Санкт-Петербурга​

Домовая церковь Мариинского дворца, посвященная Святителю Николаю Чудотворцу, была устроена в верхнем этаже, в центральном ризалите. В январе 1845 г. дворцовая церковь была освящена.

Церковь не имела окон. Для освещения внутреннего пространства в потолке были организованы световые фонари: три небольших фонаря вдоль оси иконостаса, один большой центральный, один — алтарный. Световые фонари не только освещали храм, но и выполняли функцию вентиляционных каналов.

Первоначально архитектурное убранство дворцовой церкви было довольно скромным, однако Великая княгиня Мария Николаевна пожелала оформить интерьеры парадно.

В 1857 г. для росписи стен и потолка храма она пригласила художника Г. Г. Гагарина — вице-президента Академии Художеств, одного из образованнейших деятелей русского искусства XIX века. Гагарин стоял у истоков ретроспективного «византийского» стиля в России, специализировался на сооружении храмов и оформлении церковных интерьеров, участвовал в создании росписей нескольких церквей. Обширное живописное наследие Г. Г. Гагарина, включая архитектурные наброски и эскизы росписей церкви Мариинского дворца, хранится в отделе рисунка Русского музея.

Новый интерьер церкви, а также интерьер молельни и церковной лестницы, были задуманы Гагариным в византийском стиле. Гагарин выполнил в новых архитектурных формах и проект иконостаса. На стенах в верхнем ярусе были написаны сцены из Ветхого Завета, в нижнем ярусе — из Нового Завета. По желанию Марии Николаевны, для росписей были выбраны евангельские сюжеты, показывавшие милосердное отношение Христа к женщине: «Христос, Марфа и Мария», «Спаситель и Мария Магдалина» и др.

Для росписей алтарной части Гагарин использовал традиционные сюжеты. Так, в центральной конхе была выполнена фигура Христа, восседающего на троне, с предстоящей Богородицей и Иоанном Предтечей. В боковых конхах находились изображения архангелов Гавриила и Михаила. В среднем ярусе разворачивался фриз с изображением сцен Евхаристии. В нижнем ярусе алтарной росписи располагались изображения святых отцов церкви: Св. Иоанн Златоуст, Св. Иоанн Дамаскин и др.

Гагарин покрыл росписями поверхности стенок световых фонарей. На внутренней поверхности граненого барабана центрального светового фонаря были выполнены изображения святых, соименных хозяевам дворца; на стенках правого и левого малых фонарей — ангелы и херувимы, в центральном малом фонаре — Св. Дух. Орнаментальные стилизованные мотивы отделки сводов, столбов и интерьера лестницы также были выполнены в формах византийской живописи.

Росписи в Домовой церкви были выполнены в технике энкаустики, мастикой, изготовленной из смеси красок с воском — помощник Г. Г. Гагарина художник М. Н. Трощинский изобрел усовершенствованный состав, более прочный и стойкий к воздействию сырости и перепадам температуры.

Живописные работы в интерьере храма были завершены в 1860 г. Когда в 1884 г. Мариинский дворец был приобретен в казну для размещения Государственного Совета, Домовую церковь не упразднили.В период до 1917 г. дворец подвергался нескольким ремонтам, однако отделка храма не была затронута изменениями.

В советское время в здании Мариинского дворца (Госсовета) размещались различные учреждения (с 1945 г. — Ленсовет и Ленгорисполком, с 1994 г. — Законодательное собрание Санкт-Петербурга).

В 1918 году церковь закрыли. Убранство было вывезено, иконостас уничтожен. Вся живопись, за исключением росписи пилонов, была полностью закрашена и при каждом очередном ремонте заново перекрашивалась. В храме был оборудован кинозал.

Реставрационные работы в помещении церкви начались в 1980-е гг. После того, как художниками-реставраторами была выявлена сохранившаяся первоначальная живопись, последовало решение КГИОП о её полном раскрытии и реставрации. В результате была почти полностью восстановлена монументально-декоративная живопись (кроме алтарной части), воссоздан иконостас.

В 2014–2015 гг. специалисты НРФ «МИР» воссоздали настенную живопись трехстворного алтаря Домовой церкви. Были проведены комплексные исследования: велась работа с архивными материалами Русского музея, ИРЛИ РАН, КГИОП; изучались графические и живописные эскизы Г. Г. Гагарина, чертежи; проведена историко-культурная экспертиза; разработана реставрационная методика, подготовлены эскизы.

На основании исторических чертежей и фотодокументов был разработан проект и воссозданы ранее утраченные апсиды алтаря Домовой церкви на деревянном каркасе. На оштукатуренной поверхности апсид выполнена монументальная масляная живопись.

Получите консультацию по работам