+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
12.02.2019

10 февраля  День  памяти А.С. Пушкина.  На Мойке 12 в этот день читают его стихи, зажигают свечи… А мы рассказываем о  храме, где великого русского  поэта  отпевали в феврале 1837 года.

10 февраля  – День  памяти А.С. Пушкина.  На Мойке 12 в этот день читают его стихи, зажигают свечи… А мы рассказываем о  храме, где великого русского  поэта  отпевали в феврале 1837 года.

 История Конюшенной церкви  начинается с создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и прочими дворами, как это было  принято в Англии.

Конюшенный двор был  сооружен в 1720 – 1724 гг. по проекту архитектора Н.Гербеля.

В постройках двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела  возвести здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного   (её автором источники указывают Доменико Трезини). Освятили церковь в 1737 году.

В 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь (освящена в 1747 году).

К началу XIX века старый храм  обветшал,  и  в 1817-1823 годах  здание перестраивалось по проекту  архитектора В. П. Стасова. До перестройки Конюшенного двора церковь располагалась в двухэтажном служебном помещении. В.П.Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, с этим предложением  согласились зодчие К. Росси и А. Модюи.

Для оборудования церкви в старых стенах пришлось устроить новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. В 1823 г. церковь была отстроена и заново освящена. Здание стало доминирующим сооружением Конюшенной площади. Храм завершался пологим куполом и круглыми звонницами. Стройный четырехколонный портик ионического ордера установлен в глубокой лоджии, позже заложенной.

Фасад  храма украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим»  и «Несение Креста», выполненные   выдающимся мастером В. И. Демут-Малиновским (https://www.nrfmir.ru/ru/content/skulptory-peterburga-vi-demut-malinovskiy)

Одной из главных святынь храма был большой Нерукотворный образ Спасителя, привезенный из Константинополя и переданный  церкви при Анне Иоанновне; тогда же из Константинополя были привезены иконы Знамения Пресвятой Богородицы и плащаница, вышитая шелками и жемчугом.

Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Бессонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном.

Великолепны были также царские врата работы А.Е.Егорова, образ Архангела Михаила, написанный В.К.Шебуевым, и шесть восьмиугольных икон Двунадесятых праздников  кисти Ф.П.Брюлло. Помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон.

Интерьер храма украшают десять дорических колонн, которые поддерживают хоры по его сторонам. Восемь из них кирпичные, а две деревянные, облицованные жёлтым мрамором.

Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная известным английским мастером Джоном Банистером из серебро-аппликированной меди с украшениями из серебра. Люстра представляла собой чашу, по краям ее располагалось сто четырнадцать шандалов и шесть небольших чаш, висящих на кронштейнах. Вес этого сложного трехъярусного сооружения составлял «всего 22 пуда», а его высота достигала четырех метров, при общей ширине светильника два с половиной метра.

В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена «печальная колесница» Александра I, на которой тело императора привезли  из Таганрога. Позднее колесница была передана в Конюшенный музей.

Издатель П. П. Свиньин так описывал  церковь: «Внутренность храма освещается 17 большими окнами, сверх того верхними окнами особо, а алтарь одним, в котором вставлено жёлтое стекло, изливающее свет наподобие солнечного сияния.
Широкая правильная колоннада составляет вход и как бы преддверие сего великолепного храма. Выйдя из сей первой части его, взор поражается богатством и красотою иконостаса, образующего полуциркульную выпуклость. И если изящество его резьбы привлекает прежде всего внимание зрителя, то серьёзное и продолжительное удивление обратит на себя живопись иконостаса».

История Конюшенной церкви неотделима от истории  отечественной и мировой культуры. 8 февраля 1937 года произошла дуэль между А.С.Пушкиным и Ж.Дантесом. Смертельно раненый поэт провел свои последние часы в доме на Мойке 12.

Перед смертью Пушкина исповедовал  священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий. По свидетельству кн. П.А.Вяземского, выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»

«В течение трёх дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пёстрою толпою вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях <…>», – вспоминала княгиня Ек.Н. Мещерская-Карамзина.

За три дня, пока гроб с телом поэта стоял в его доме, с ним пришли попрощаться 32 тысячи человек.

Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе.  Однако Исаакиевский собор только строился и там не было места, Исаакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Статус же Конюшенной церкви был придворный, и  необходимо было «особенное  позволение» императора на отпевание в ней. Николай I это позволение дал.

Площадь перед зданием храма, по свидетельству очевидцев этого печального дня, напоминала «сплошной ковер из человеческих голов». Но доступ в саму церковь в этот день строго ограничили.

С. Н. Карамзина писала брату:

«Конюшенная церковь не велика, и туда впускали только тех, у кого были билеты, то есть почти исключительно высшее общество и дипломатический корпус, явившийся в полном составе.<…>

Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, едва только кончилось богослужение и открыли двери; и ссорились, давили друг друга, чтобы нести гроб в подвал, где он должен был оставаться, пока его не повезут в деревню. Один очень хорошо одетый молодой человек умолял Пьера (Мещерского) позволить ему хотя бы прикоснуться рукой к гробу, тогда Пьер уступил ему своё место, и тот со слезами его благодарил».

После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.

В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения – в Святогорский монастырь в Псковской губернии,  где поэт  завещал себя похоронить. За год до смерти Пушкин похоронил в Святогорском монастыре  мать и  купил место для себя. Гроб с телом поэта в специальном ящике обернули рогожей, поставили в простую телегу без кузова  и укрыли соломой.

Сопровождать тело поэта Николай  I повелел Александру Тургеневу, приятелю Александра Сергеевича. Единственным по-настоящему близким к Пушкину человеком оказался его слуга Никита Козлов – «дядька», который находился рядом с барином всю жизнь и  неизменно сопровождал его. Он же провожал поэта и в последний путь.

Тургенев так описал процессию: «Я с почтальоном – в кибитке позади тела. Жандармский капитан впереди покойного. Дядька стал на дрогах и не покидал его до самой могилы. Морозы в тот год стояли лютые. А Никита как встал на задок возка, припав головой к гробу, так и застыл».

До Святых Гор домчались всего за 19 часов, благодаря подорожной, выданной самим императором: кортеж мог не останавливаться на каждой станции, а ехать «поспешно». 5 февраля[1] вечером прибыли в Святогорский монастырь. Похороны состоялись 6 февраля в 6 часов утра, еще  затемно. Тургенев вспоминал: «Немногие плакали. Я бросил горсть земли, выронил несколько слёз. Предложили мне поехать в Михайловское. Мы вошли в домик поэта… Всё пусто. Дворник, жена его плакали».

Так завершился земной путь великого русского поэта. А земля, где покоится его прах, стала местом паломничества.  В наши дни Пушкинские горы – заповедник, хранящий память о Пушкине –  ежегодно посещают сотни тысяч людей.

Но вернемся к Конюшенной церкви.   В 1857-1862 годы архитектор П.Садовников произвел перестройку церкви. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским.

В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.

После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, в мае 1923 года  –  закрыта. Иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, а архив сожжён. Вскоре здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде Конюшенной церкви напоминает о том, что «В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ», 28-е отделение милиции и НИИ «Гидропроект».  Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены. Сохранился уникальный светильник: до 1990-х годов  люстра украшала  вестибюль главного корпуса Адмиралтейства.

Новая община Конюшенной церкви образовалась  в 1989 году.  В 1999 году  была проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года.

Сегодня  Конюшенная церковь  –  действующая православная церковь Спаса Нерукотворного Образа. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину

 

[1] Все даты, кроме упоминаемой в преамбуле, даны по старому стилю

Внутренний вид Конюшенной церкви. 1826 г.
С.М. Воробьёв. Церковь Спаса Нерукотворного образа придворного Конюшенного ведомства. Середина XIXв.
Конюшенная площадь. 1900-е гг.
Конюшенная площадь. 1935-1937 г. Источник фото pastvu.com
Интерьер Конюшенной церкви
Вид на Конюшенную церковь
Конюшенная церковь.Фрагмент фасада
Конюшенная церковь.Портал
Барельеф. Вход Господень в Иерусалим. Скульптор В.И.Демут-Малиновский
Барьельф Несение креста работы В.И.Демута-Малиновского
Конюшенная церковь
Крест Спасо-Конюшенной церкви
Памятная табличка на фасаде
Мемориальная доска на фасаде храма
Интерьер Конюшенной церкви
Храм Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади. Интерьер
Вид на Конюшенное ведомство с высоты птичьего полета
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...