+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /home/h808041932/h808041932.nichost.ru/docs/includes/menu.inc).

Место

Конюшенная пл., 1 Конюшенный пер., 2 Наб. р. Мойки, 4 Наб. кан. Грибоедова, 1
Россия
RU
1720–1723 Арх. Н.-Ф. Гербель
1810 Перестроено, арх. Л. Руска
1817–1823 Перестроено, арх. В. П. Стасов, ск. В. И. Демут-Малиновский

Заказчик: СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»​

Идея постройки придворных конюшен принадлежала Петру I после заграничной поездки 1717–1719 гг. во Францию. Сразу после возвращения в Петербург идея строительства в новой русской столице была передана императором в Канцелярию городовых дел. Проектирование и строительство Конюшенного двора было поручено архитектору Н. Ф. Гербелю.

Архитектор Николай Федорович Гербель не просто построил отдельное здание: он сформировал весь окружающий его район. При строительстве Конюшенного двора были определены направления Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улиц, а перед самими конюшнями появилась Конюшенная площадь.

Первое здание получило фасад в стиле «петровского барокко». Главным был выбран фасад со стороны реки Мойки как фасад со стороны летней и зимней императорских резиденций. Фасад повторяет изгиб берега Мойки, потому и южный фасад получился с изгибом. Северный корпус (со стороны Мойки) включал в себя восьмигранную башню, купол которой венчала медная позолоченная фигура коня на шаре.

При Конюшенном дворе была освящена церковь Спаса Нерукотворного Образа. До 1737 г. она была деревянной, а потом храм разместили в южной части Конюшенного двора (со стороны Конюшенной площади). В этой церкви, уже построенной по проекту В. Стасова в 1819 г., скорбный Петербург прощался с А. С. Пушкиным.

В 1804 г. над проектом здания работал архитектор Л. Руска. Здание проектировалось в классическом стиле. Но из-за нехватки денежных средств проект полностью осуществить не удалось.

В 1816 г. за обследование обветшавшего здания взялся Комитет строений и гидравлических работ. Составление смет и чертежей Комитет поручил В. П. Стасову. В том же году архитектор был назначен строителем главных конюшен и разработал проект их перестройки с использованием старых фундаментов и стен. Работы велись с 1817 по 1823 гг.

Конюшни в новом здании расположились со стороны реки Мойки. После перестройки главным стал южный фасад (Конюшенная площадь). В его первом этаже разместились мастерские, во втором — квартиры чиновников придворно-конюшенного ведомства. В императорских конюшнях выбирали коней-натурщиков скульпторы Э. Фальконе для «Медного всадника» и П. Клодт для скульптурных композиций на Аничковом мосту.

Доминирующим объектом площади стало здание бывшей Конюшенной церкви, построенной В. П. Стасовым в течение 1819 г. Сооруженный храм завершался пологим куполом и круглыми звонницами. Стройный четырехколонный портик ионического ордера установлен в глубокой лоджии, заложенной позже. На поверхности стен выделяются барельефы «Вход в Иерусалим» и «Несение креста» работы скульптора В. И. Демут-Малиновского, знаменитого мастера монументально-декоративной пластики позднего классицизма.

С 1897 по 1903 гг. здесь служил барон Маннергейм. Он занимал 5-комнатную квартиру. Осенью 1903 г. будущий глава Финляндии переехал в здание на другой стороне Конюшенной площади (дом № 2)

Получите консультацию по работам