+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
28.11.2018

В газете «На Островах и рядом» опубликована статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской о заброшенной усадьбе Эрнеста Игеля.

В газете «На Островах и рядом» опубликована статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской о заброшенной усадьбе Эрнеста Игеля.

Сегодня, совершая прогулку по Каменноостровскому проспекту, нельзя не обратить внимание на затянутые строительной сеткой здания с объединенной нумераций 58-60. Стоят они рядом, соединенные встройкой, окрашенные в один цвет и при беглом осмотре воспринимаются как нечто целое.  Объединение произошло в 2008 году, когда под единым адресом строения были переданы гуманитарному деловому центру «ЮНА» и предполагались они для размещения бесплатных кружков для детей-сирот и инвалидов. Здесь также находилась редакция газеты «Дети и мы». Очень интересна история участка с такой на сегодняшний день неблагополучной судьбой.

Трудно поверить, но в первой половине XVIII века здесь было излюбленное место для охоты. Это были глухие и удаленные от центра столицы места. В 1798 году император Павел I повелел сделать Каменноостровский дворец летней резиденцией двора, а лежащие окрест земли получила приближенная к трону знать под дачи и загородные усадьбы.

Существующий дом № 58, строительство которого началось не позже конца 1840-х годов, является одной из старейших построек в этой части Каменноостровского проспекта. В 1824 году здесь возводится деревянная дача известного художника-медальера К.Леберехта по проекту архитектора Исаакиевского собора О.Монферрана. В 1840 году к деревянному зданию был пристроен каменный двухэтажный флигель, оформление главного фасада которого было декорировано соответственно духу времени в характере неоренессанса.

К 1849 году «владение» стало княжеским. Оно числилось за князем Александром Егоровичем Вяземским, который приобрел также соседнее дворовое место – участок дома № 60, и на новой территории устроил оранжерею и развел роскошный сад.

В декабре 1862 года Вяземский пожелал расширить встройку между каменным и деревянным (монферрановским) корпусами дачи в сторону проспекта и поручил разработку проекта архитектору Евгению Евграфовичу Аникину. Но архитектор по желанию владельца переработал свой проект с полной разборкой строения Монферрана. По новому проекту увеличивалась протяженность каменных фасадов, были выведены внутренние каменные лестницы, декор лицевого фасада стал более насыщен деталями.

Строительные работы по проекту Аникина были завершены летом 1871 года. В 80-х годах XIX века во владении князя были благоустроенные усадебные корпуса, располагавшиеся на двух участках.  Сад украшали беседка и терраса.

После смерти князя А.Е.Вяземского в 1893 году его владение было продано офицеру Главного штаба, князю П.Я.Орбелиани. С 1896 года здание перешло к Р.М.Ветцеру, владельцу механической мастерской, для которой со стороны двора в 1895 году был пристроен, а в 1898 году и надстроен новый корпус по проекту архитектора Г.В.Войновича.

На месте дома № 60 до 1890-х годов существовало несколько деревянных строений, составляющих по своей планировке комплекс крупной городской усадьбы с главным домом в два этажа и обширными оранжереями. Как и дом № 58, долгое время эти постройки принадлежали князю А.Е.Вяземскому, а после его смерти их унаследовали его дети. Меньше чем через полгода наследники Вяземского перепродали свое имущество Эрнесту Германовичу Игелю  –  французскому гражданину бельгийского происхождения, успешному ресторатору. Приобретя усадьбу, Эрнест Германович вознамерился сразу получить ощутимую выгоду от сделки и   существующие строения для реализации планов его не устраивали.  Началась большая стройка.

Эрнест Германович Игель был не просто ресторатором в Санкт-Петербурге, он был модным ресторатором. У него уже был ресторан «Медведь» (наб.р.Мойки, 40), где на входе стояло чучело медведя с подносом. Но живущему на широкую ногу Игелю одного ресторана было мало, и он открыл второй –   в особняке на Каменноостровском проспекте. Этот ресторан он назвал именем себя – «Вилла Эрнеста», «Дача Эрнеста» или просто «Эрнест». Кухня французская, оркестр румынский, шампанское ледяное. К шампанскому подавали жареный теплый миндаль.

В 1894-1895 годах зодчий Анатолий Иванович Ковшаров к деревянному особняку пристроил с севера новый каменный кухонный флигель, сохранившийся в сильно измененном виде. А в 1897-1898 годах гражданский инженер Борис Яковлевич Зонн перестроил деревянный особняк в каменный, построил для ресторана двухэтажное каменное здание, украсив его архитектурными декоративными элементами. Вдоль северной границы участка появился двухэтажный флигель. В 1903 году Б.Я.Зонн возвел существующие двухэтажные корпуса дома № 60, неординарные произведения архитектуры, на месте обветшавшей усадьбы с небольшим заведением Игеля. Таким образом  появился комплекс зданий, который современники признали удачным образцом усадебного строительства в черте столицы. Большой удачей можно признать и то, что, использовав многообразие многих стилей  –  необарокко, неоренессанс, стилизации под стили Людовиков XIII и XVI, обилие архитектурных элементов, Зонн постарался совпасть в общем архитектурном решении с уже существующим домом постройки Ковшарова.

После смерти Э.Г.Игеля в 1903 году участок перешел Луи Филиппару, зятю Эрнеста Германовича, также ресторатору.  Вместе с участком перешли и огромные долги, которые супруги – дочь Эрнеста Германовича Амалия и ее муж Луи отдавали вплоть до конца 1915 года. Как удалось отдать долги – истории неведомо. Ведь от отца Амели унаследовала страсть к перестройкам и переделкам. Работал с четой Филиппаров тот же архитектор Б.Я.Зонн. Благодаря супругам в ресторане появился двухсветный танцевальный зал, который при жизни владельцев стал называться «Зал Ренессанс».

Бельгийский предприниматель оставался владельцем участка и ресторана до переломного 1917 года, о чем повествуют столичные справочные книги, рекламирующие заведение в объявлениях: «Филиппар Луи. Каменноостровский, 60. Ресторан».

К настоящему времени дома №№ 58 и 60, которые имеют единообразную окраску, несколько пристроек и встроек, сделанных уже в середине XX века, воспринимаются как одно сложно спланированное пространство со зданиями и флигелями. В действительности они никогда не объединялись и предоставлялись для эксплуатации различным учреждениям.

В доме под № 60 в 1950-1979-х годах размещался Ждановский (затем Приморский) райсовет, а затем Главное управление профессионально-технического образования Ленинграда и Ленинградской области.  Здесь сохранилось убранство не только фасадов, но и значительной части интерьеров (в т.ч. и танцевальный зал).

Бывший особняк Вяземского (дом № 58), в 1930-х годах переданный Ждановскому (затем Приморскому) райкому ВЛКСМ, а в 1970-х годах – Комитету народного образования Ленгорисполкома, подвергся настолько основательным ремонтно-строительным преобразованиям, что от его прежнего оформления остался лишь главный фасад. Да и он имеет значительные утраты.

Это краткая, скорее «пунктирная» история застройки участка № 58-60 по Каменноостровскому проспекту. В настоящее время здания не используются, и, как следствие, постепенно ветшают.

Все, происходящее сегодня со зданиями по Каменноостровскому пр. 58-60, прискорбно и печально. С сожалением мы признаем, что перестроечные годы прошлись катком по многим архитектурным объектам: выселив одних пользователей, не озаботились вселением других, либо затянули процесс передачи, что негативно сказалось на техническом состоянии здания, будь то особняк или многоквартирный дом. И, как факт, бесконечные споры, выдворение неблагонадежных инвесторов, переносы сроков разработки проектной документации на реконструкцию и реставрацию и т.д. Ценнейший архитектурный ансамбль на Каменноостровском проспекте, который находится под государственной охраной как объект культурного наследия регионального значения, сегодня укутан зеленой сеткой и замер чуть в стороне от «красной линии» проспекта в ожидании перемен. Здания медленно, но верно разрушаются, утрачивается богатая отделка интерьеров, шелушится, осыпаясь, краска… А ведь свободно распланированная «вилла Эрнеста», с ее живописно расположенными постройками – характерный образец многофункционального домовладения начала XX века, причем сохранившегося до определенного времени практически без искажений.

 

Осыпается мой Город,

Словно в воду Летний сад.

Как часы в карманы вора,

В никуда дворцы летят…

А.Рублев

 

 

Проект особняка Э.Игеля
Ресторан Эрнест на Каменноостровском проспекте
Дача Эрнест на старой окрытке
Дача Эрнест.Открытка
Историческое фото
Историч. фото. Каменноостровский пр. 58
Каменноостровский пр., 60. фото 1966 г.
Особняк Э.Игеля. Каменноостровский проспект
Особняк Игеля на Каменноостровском проспекте
Статья в газете о Доме Игеля
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...