+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

1895-1900 Арх. Вас. А. Косяков, при участии инж. Б. К. Правдзика

Заказчик: СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»​

Под № 27/2 — церковь Успения Пресвятой Богородицы на углу набережной и 15-й линии Васильевского острова.

Под этим же номером числятся два соседних дома, идущие ступенями. Это старинная церковная земля. Еще в 1718 г. часть ее отвели Свято-Троицкой Сергиевой лавре для строительства подворья. В 1723 г. подворье прикупило соседний каменный дом А. Л. и Н. Л. Нарышкиных. Подворью принадлежали три каменных двухэтажных дома, возведенных в 1720–1730-х гг. по образцовому проекту «для именитых».

В 1766 г. подворье передали Псковской епархии, а с 1874 г. — Киево-Печерской лавре. По ее заказу архитектор В. А. Косяков и инженер Б. К. Правздик составили проект пятиглавой церкви Успения Пресвятой Богородицы в русском стиле, возведенной в 1895–1900-х гг. Этот проект архитектора Василия Косякова, бесспорно, относится к числу его наиболее интересных работ. Выдающемуся зодчему суждено было превратить захудалое подворье в великолепные хоромы. «Из всех составленных проектов проект талантливого, хотя и молодого архитектора, гражданского инженера Косякова заслуживает особого исключительного внимания, по красоте, величию и художественному воспроизведению фасадов, едва ли существующих в России, хотя и выработанных в русском стиле…», — докладывал архимандрит Феогност, настоятель Санкт-Петербургского подворья, Митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанникию.

Из-за необходимости быстрого строительства архитектор Косяков решил выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролетом из бетона. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек.

Отказавшись от обычной для эклектики «штукатурной декорации», В. А. Косяков в облицовке стен церкви и жилых корпусов применил разнообразные по фактуре материалы: гранит, белый радомский песчаник, желтый митавский глазурованный облицовочный кирпич. Решенный в нем пластичный объем храма стал прекрасным фоном для мозаичных панно и майоликовых вставок. До нашего времени сохранились композиции, выполненные в мастерской В. А. Фролова.

Церковь была закрыта в 1935 г. и передана Ленвоенпорту под склад. С 1956 по 1980-е гг. она использовалась, при некотором техническом переоборудовании, как крытый каток с искусственным льдом. В одном из зданий находилось управление Северо-Западного речного пароходства.

В 1991 г. храм возвращен Русской православной церкви, которая передала его для подворья Введенской Козельской Оптиной мужской пустыни. Ведутся реставрационные работы.

Получите консультацию по работам