+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
07.02.2019

Статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А. Миропольской посвящена интереснейшему петербургскому явлению – съезжим домам.

Статья искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской посвящена интереснейшему петербургскому явлению – съезжим домам.

 

В первой трети XIX века – столичный Петербург уже большой по меркам той поры город.  Он делится на 11 частей. В каждой полицейской части имелся полицейский дом, который назывался «съезжим домом». Это название происходит от «съезжих дворов» – полицейских штабов, созданных при каждой из пяти частей, на которые был разбит Петербург в 1737 году, для обеспечения порядка и благоустройства в каждой части. В свою очередь, «съезжие дворы», по-видимому, позаимствовали свое название от «съезжей избы», где в XVII веке размещалось управление воеводы и где, наряду с работой подъячих (так называли в древней Руси чиновников), производился разбор административных и судебных дел самим воеводой.

Это был специфический вид административного здания, сложившийся в России и объединявший в себе функции местного полицейского управления и пожарной части. В полицейском доме проживал частный пристав. Там же размещалась его канцелярия, словесный суд, лазарет, арестантские помещения, казарма для нижних полицейских чинов, фонарная команда, повивальная бабка и частный врач. При съезжем доме находилась пожарная команда с оборудованием и инструментами. Пожарное дело в Петербурге требовало особого внимания, так как на протяжении XVIII и XIX веков  пожары были явлением частым и бедственным.

Съезжие дома в 40-50-е годы XIX столетия стали характерной чертой архитектурного пейзажа николаевского Петербурга. Такие здания появлялись не только в Петербурге, но и в других городах России еще в эпоху классицизма. Их продолжали строить и в середине, и в последней трети XIX века. Съезжие дома стали специфической чертой панорам, а в Петербурге это было одной из наиболее интересных архитектурных новаций. Как правило, здание венчалось высокой башней-каланчой, откуда дежурный пожарный обозревал подведомственную окрестность. Здесь находился и даже жил частный пристав, помещались канцелярия, арестантская, команды фонарщиков и пожарных. В арестантской съезжего дома, как правило, отбывали заключение лица неблагородного происхождения.

К середине XIX века в Петербурге было построено несколько съезжих домов. Некоторые из них сохранились полностью или частично. Как правило, такие здания строили из кирпича. В первой половине и середине XIX века их фасады и башни обычно штукатурили.

Таким предстает комплекс зданий перестроенного и расширенного в 1844-1849 гг. съезжего дома 3-й Адмиралтейской (Спасской) части (Садовоя ул., 58; Большая Подъяческая ул., 26) с угловой восьмигранной кирпичной каланчой с тремя смотровыми площадками. В 1830-е гг. во флигеле по Садовой улице были сделаны перестройки по проекту архитектора В. И. Беретти. В 1842 году флигель приобрел облик, близкий к современному, хотя позднее частично перестраивался. В проектировании и строительстве участвовали архитекторы В. Е. Морган совместно с А. Я Андреевым.

Интересное решение было предложено для нового съезжего дома 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части (пл.Репина,1; наб.Фонтанки, 201), построенного по проекту профессора архитектуры Р.А.Желязевича в 1849-1851 гг. у слияния канала Грибоедова с Фонтанкой. Трехэтажное «кирпичного» стиля здание выполнено в духе раннего флорентийского ренессанса с его чертами оборонительного зодчества.

Представляет интерес сохранившийся комплекс зданий Васильевской части, расположенной на углу Большого проспекта и 21-й линии. Здесь по проекту архитектора В.Г.Шаламова в 1882-1884 гг. было возведено в «кирпичном» стиле три основных здания.            Наиболее эффектно решено двухэтажное здание пожарной части с трехъярусной каланчой, главным фасадом обращенное на Большой проспект.

В Санкт-Петербурге сохранилось достаточно зданий бывших съезжих домов. Например, здание съезжего дома Нарвской части, построенное в стиле классицизм по проекту арх. А.Е.Штауберта (Лермонтовский пр., 48). В том же стиле был построен съезжий дом Литейной части по проекту арх. В.И.Беретти (ул.Чайковского, 49).

В период господства эклектики, в 1858 г. архитектор Н.П.Гребёнка перестроил для съезжего дома 1-й Адмиралтейской части два особняка, объединив их под одним номером (Б.Морская ул., 63). Были перестроены и дома для размещения съезжего дома Казанской части (ул.Декабристов, 28; Львиный пер., 1). Сегодня остался только фрагмент комплекса съезжего дома, перестроенного в стилистике конструктивизма арх. З.Ф.Краснопевковым. Утраченная колокольня сохранилась на фотографии, изображающей улицу Декабристов в перспективе. Такая же участь: перестройка и снос колокольни – постигла комплекс построек съезжего дома Каретной части (Невский пр., 91; Гончарная ул., 6).

 «Кирпичный» стиль при строительстве съезжих домов привлек архитекторов Н.Ф. фон Брюлло и Р.Б.Бернгарда при строительстве Петровской пожарной части (Мичуринская ул., 5). А Р.Б.Бернгард построил съезжий дом Петербургской части (Большой проспект ПС. 11; Съезжинская ул., 2).

В настоящем тексте мы не претендуем на полный обзор всех сохранившихся до наших дней построек бывших съезжих домов и пожарных частей. Назовем еще несколько адресов. Здание съезжего дома Рождественской части, также построенное по проекту архитектора Н.П.Гребенки совместно с М.Ф.Петерсоном и Э.Г.Шубским (Мытнинская ул., 3; 3-я Советская ул., 50; 4-я Советская ул., 49). В хорошем состоянии находится здание бывшего Охтинского пожарного резерва, перестроенное и расширенное в 1898 г. по проекту арх. О.Л.Игнатовича (Конторская ул., 1).

В сегодняшней жизни понятие «съезжий дом» практически не употребляется. Но в русской литературе оно присутствует практически в каждом большом произведении, где бытописуются петербургские реалии. Город находится в тесной «связке» с литературными героями Н.Гоголя, Н.Лескова, А.Белого и проч. Контора полицейской части, расположенная в съезжем доме, описывается в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Здесь Раскольников в конце романа признается в совершенном им двойном убийстве. Эту же контору описывает писатель В.Крестовский в романе «Петербургские трущобы».

Наш город продолжает жить своей неразгаданной жизнью. И сколько бы мы не пытались вникнуть и изучить его «дыхание», наши усилия доставляют радость и удовлетворение от проделанной работы лично нам. А Петербург продолжает быть таинственным, манящим и наполненным жизнью.

 

Съезжий дом 1-й Адмир.части. Рис. Беггрова
Съезжий дом 4-й Адмиралтейской части. Историч. фото
Съезжий дом 4-й Адмиралтейской части.Каланча
Съезжий дом Охтенской части ист.фото
Здание бывшего Охтинского пожарного резерва
Съезжий дом Рождественской части истор.фото
Похороны пожарных Рождественской части, погибших при тушении пожара.1906 г.
Съезжий дом Рождественской части
Съезжий дом Нарвской части
Съезжий дом. Петровская часть. Ист.фото
Съезжий дом Казанской части
Съезжий дом Казанской части
Съезжий дом Коломенской части
Съезжий дом Коломенской части
Съезжий дом Каретной части (в центре). Невский пр. 91
Съезжий дом Каретной части со стороны Гончарной ул.
Съезжие дома. Садовая 58
Съезжий дом Спасской части. Садовая 58. Соврем. фото
Перспектива Садовой ул. и вид на Съезжий дом Коломенской части
Съезжий дом. Каланча
Съезжий дом Литейной части
Каланча Съезжего дома Литейной части
Смотрите также:
22.02.2019
Оранжерея Ботанического сада. Фото - Официальный сайт Петербургского Ботанического сада
22 февраля 1714 года открылся Ботанический сад – крупнейший в России. Мы собрали 20 фактов об этом оазисе  на Аптекарском острове.   1...
21.02.2019
Дворец И.И.Шувалова. Итальянская 25
21 февраля 1919  года  был  открыт музей здравоохранения, больше известный  как Музей гигиены. Располагается музей на Итальянской...
18.02.2019
Новый Эрмитаж. Литография по рисунку И.Шарлеманя
17 февраля 1852 года в здании Нового Эрмитажа открылся первый  в России общедоступный художественный музей. Для экспозиции в Новом Эрмитаже,...