+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
11.01.2019

После отшумевших зимних праздников публикуем статью искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской,  в которой рассказывается  краткая  история Рождества и Нового Года.

После отшумевших зимних праздников публикуем статью искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской,  в которой рассказывается  краткая  история Рождества и Нового Года.

Давайте совершим небольшое путешествие в историю праздников Рождества и Нового Года, а заодно узнаем: почему ель стала главным символом этих праздников?

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель – напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей, традиционные ёлочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

Поначалу церковь считала рождественскую ёлку проявлением язычества, с которым надо бороться. Но в XVII и XVIII веке рождественская ёлка вошла в моду у знати и состоятельных горожан.  В их домах она была центром рождественского праздника. Популярность ели тесно связана с возникновением культуры жилища. Нужна была большая комната, куда можно поставить ёлку и нарядить ее, пока детей нет дома. Иногда ёлку подвешивали «вверх ногами». Считалось, что ёлка, свисающая подобно люстре, с потолка, может защитить дом от несчастий. Правда, к такой елке трудно прикрепить свечи, поэтому ее все-таки чаще подвешивали за верхушку. С исчезновением старых домов исчез и этот обычай.

Но семейные праздники с рождественской ёлкой датируются более поздним временем. По известным документальным данным, Рождество в кругу семьи начали праздновать только в конце XVIII века.

Много гуляет преданий и легенд, указывающих, где и когда впервые появилось украшенное вечнозеленое рождественское дерево, заложившее непрерывность традиции.  Известно, что в 1539 году рождественская ель была установлена в Страсбургском соборе. И так любимая сегодня рождественская песня «О танненбаум» (О, ёлочка») в первом варианте возникла к концу XVI столетия.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже и в  других странах Европы. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным во многих германских землях. Где-то ёлку подвешивали к потолку макушкой вниз – так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то наряжали много маленьких елочек – по количеству членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.  Многие семьи устраивали своего рода соревнование, чья ёлка больше и красивее, у кого самые роскошные украшения и больше свечей. Ёлка стала предметом престижа. Вот как описывает Томас Манн в своем романе «Будденброки» (1901) такой «спектакль»: «Весь зал, полный запаха подпаленных елочных веток, светился и сиял неисчислимым множеством огоньков… В этом сплошном море света, как дальние звезды, мерцали огоньки свечей – там, в глубине, где меж окон… стояла огромная ёлка, вздымавшаяся почти до потолка, вся в серебре, в огнях и белых лилиях, с блистающим ангелом на макушке и вертепом у подножия».  

В Германии же в целях сохранения лесов изобрели к концу XIX века первые искусственные елки, сделанные из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.

При британском дворе первую ёлку нарядили в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м – в Праге.

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли ёлку в другие страны Европы.

В России в декабре 1699 года Пётр I специальным указом ввел юлианский календарь, в котором впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. Вместе с тем Пётр распорядился в этот день украшать дома еловыми и можжевеловыми ветвями и в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с Новым годом. Петровский указ не имел отношения к рождественской елке: царь велел украшать дома хвойными деревьями снаружи, а не внутри, к тому же делать это следовало под Новый год, а не под Рождество. Об украшении самих ёлок и вовсе речи не шло.

24 декабря 1817 года жена будущего императора Николая I Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта, решила встретить Рождество так, как привыкла с детства – в Сочельник (канун Рождества) распорядилась поставить на стол маленькую ёлочку, зажечь на ней свечи, а рядом разложить подарки. Рождество по старому стилю праздновали не 7 января, а 25 декабря. И получалось, что Новый год встречали не до Рождества, а после.

Первая публичная рождественская ёлка в России была устроена Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи её стали устанавливать в домах петербургской знати. Однако постепенно рождественское дерево завоевало и жителей Петербурга других сословий.

А в конце 1840-х – 1850-х годов «немецкое обыкновение» начинает быстро распространяться, и обычай устроения ёлок на Рождество становится модным.  Возле Гостиного двора в Петербурге появились ёлочные базары.

По мере того, как рождественская ёлка становилась все более популярной у населения, менялись и её украшения. Вплоть до XIX века ёлку украшали в основном съедобными «игрушками»: печеньем, сладостями, яблоками, орехами. Настоящий «сбор урожая» с рождественской ёлки разрешался только на Новый год или Богоявление, как писал страсбургский хирург Бальтазар Бек в XVI веке: «приходят мальчишки «обтрясать» рождественское дерево». Скоро, примерно в XVII веке, на ёлках появились первые звёзды, сделанные из золотой бумаги и соломы. Очень популярны были пряники и выпечка из сдобного теста, в основном, в виде сердечек, кренделей и витых бубликов.

 В течение XIX века ёлочные игрушки совершенствовались: появились стеклянные шары, стеклянные яйца, фонарики из лужёной жести, различные животные из дрезденского картона – выбор стал огромным.  Игрушками из картона стали украшать ёлку в конце XIX века. Особенно популярными были «дрезденские картонажи» – такое название фигурки получили потому, что изготавливались в окрестностях Дрездена. Мода на картонажи распространилась быстро – вскоре картонные игрушки, замысловатые и совсем простые, начали делать в Лейпциге, а потом и в России, но назывались они по-прежнему – дрезденскими.

Долгое время верхушку ёлки никак не наряжали, к тому же у подвешенных деревьев это сделать просто невозможно. Только в XIX столетии начали украшать и верхушку. Там могли находиться ангел в длинном одеянии из сусального золота или посеребренного стекла, райская птица из золотой бумаги или просто золотое яблоко. Иногда на верхушку надевали звезду с хвостом, как у кометы. Она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала путь трем мудрецам с Востока и возвещала волхвам о рождении младенца Христа.

Свеча на дереве особым образом напоминала о Рождестве Христовом, ведь именно тогда появился «свет во тьме». До появления электричества свет на ёлке был роскошью. Дерево со свечами создавало совсем другое настроение, а характерный запах восковых свечей создавал особую атмосферу. Были специалисты, которые сделали украшение ёлки особой наукой. В конце XIX века, в 1878 году, Гуго Эльм в своей «Золотой книге о Рождестве» писал об «изящном расположении различных украшений на ёлке», чтобы избежать «бессмысленной мешанины». Описание маленьких вещичек, которые украшали рождественскую ёлку, может заполнить не один многостраничный том. Так как наиболее ценные и изящные украшения использовались не один раз, если их аккуратно хранить в картонных коробках, во многих семьях их передавали из поколения в поколение.

К концу XIX столетия ёлка в России становится обычным явлением. В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок.

Вплоть до Октябрьской революции Россия все еще продолжала жить по юлианскому календарю, в то время как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый папой Григорием XIII в 1582 году. Необходимость проведения календарной реформы, перехода на новый стиль ощущалась с XVIII века. Уже при Петре I в международных отношениях Россия была вынуждена пользоваться григорианским календарем, в то время как внутри страны жизнь еще в течение двух столетий протекала по старому стилю. 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Поскольку разница между старым и новым стилем составляла 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января.

Обычаи и элементы праздника, уходящие корнями в очень далёкое прошлое, срослись в цельный образ. Многие поколения людей изменяли образ рождественской ёлки в соответствии с собственным представлением об идеальном праздничном дереве. Однако традиция оказалась устойчивой. Во всех уголках мира, где сегодня следуют обычаю наряжать ёлку, эта традиция продолжает жить.

Читайте о праздновании Нового года и Рождества в Петербурге:

https://www.nrfmir.ru/ru/content/rozhdestvo-i-novyy-god-v-peterburge

 

 

Новогодняя елка
Рождественская елка в Аничковом дворце
Поздравительная открытка
Ёлочные украшения
Новогодняя открытка. А.Н.Бенуа. Конец XIX - нач.XX в.
Смотрите также:
28.05.2019
Дом Ю.Б.Бака
В связи с появившимися в СМИ публикациями НРФ «МИР» официально сообщает 25 мая состоялась очередная встреча председателя Комитета по государственно...
30.04.2019
Вид Пскова и реки Великой
Проект НРФ «МИР» по Окольному городу (г.Псков) получил положительное заключение Главгосэкспертизы после проверки достоверности определения сметной сто...
23.04.2019
Кинотеатр Москва. Фото 1941 г.
21 апреля 1939  года, 80 лет назад,в Ленинграде открылся кинотеатр «Москва» 21 апреля 1939 года в Ленинграде на проспекте Газа (сейчас –...