+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Опубликовано:
11.01.2019

После отшумевших зимних праздников публикуем статью искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской,  в которой рассказывается  краткая  история Рождества и Нового Года.

После отшумевших зимних праздников публикуем статью искусствоведа НРФ «МИР» Р.А.Миропольской,  в которой рассказывается  краткая  история Рождества и Нового Года.

Давайте совершим небольшое путешествие в историю праздников Рождества и Нового Года, а заодно узнаем: почему ель стала главным символом этих праздников?

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель – напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей, традиционные ёлочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

Поначалу церковь считала рождественскую ёлку проявлением язычества, с которым надо бороться. Но в XVII и XVIII веке рождественская ёлка вошла в моду у знати и состоятельных горожан.  В их домах она была центром рождественского праздника. Популярность ели тесно связана с возникновением культуры жилища. Нужна была большая комната, куда можно поставить ёлку и нарядить ее, пока детей нет дома. Иногда ёлку подвешивали «вверх ногами». Считалось, что ёлка, свисающая подобно люстре, с потолка, может защитить дом от несчастий. Правда, к такой елке трудно прикрепить свечи, поэтому ее все-таки чаще подвешивали за верхушку. С исчезновением старых домов исчез и этот обычай.

Но семейные праздники с рождественской ёлкой датируются более поздним временем. По известным документальным данным, Рождество в кругу семьи начали праздновать только в конце XVIII века.

Много гуляет преданий и легенд, указывающих, где и когда впервые появилось украшенное вечнозеленое рождественское дерево, заложившее непрерывность традиции.  Известно, что в 1539 году рождественская ель была установлена в Страсбургском соборе. И так любимая сегодня рождественская песня «О танненбаум» (О, ёлочка») в первом варианте возникла к концу XVI столетия.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже и в  других странах Европы. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным во многих германских землях. Где-то ёлку подвешивали к потолку макушкой вниз – так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то наряжали много маленьких елочек – по количеству членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.  Многие семьи устраивали своего рода соревнование, чья ёлка больше и красивее, у кого самые роскошные украшения и больше свечей. Ёлка стала предметом престижа. Вот как описывает Томас Манн в своем романе «Будденброки» (1901) такой «спектакль»: «Весь зал, полный запаха подпаленных елочных веток, светился и сиял неисчислимым множеством огоньков… В этом сплошном море света, как дальние звезды, мерцали огоньки свечей – там, в глубине, где меж окон… стояла огромная ёлка, вздымавшаяся почти до потолка, вся в серебре, в огнях и белых лилиях, с блистающим ангелом на макушке и вертепом у подножия».  

В Германии же в целях сохранения лесов изобрели к концу XIX века первые искусственные елки, сделанные из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.

При британском дворе первую ёлку нарядили в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м – в Праге.

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли ёлку в другие страны Европы.

В России в декабре 1699 года Пётр I специальным указом ввел юлианский календарь, в котором впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. Вместе с тем Пётр распорядился в этот день украшать дома еловыми и можжевеловыми ветвями и в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с Новым годом. Петровский указ не имел отношения к рождественской елке: царь велел украшать дома хвойными деревьями снаружи, а не внутри, к тому же делать это следовало под Новый год, а не под Рождество. Об украшении самих ёлок и вовсе речи не шло.

24 декабря 1817 года жена будущего императора Николая I Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта, решила встретить Рождество так, как привыкла с детства – в Сочельник (канун Рождества) распорядилась поставить на стол маленькую ёлочку, зажечь на ней свечи, а рядом разложить подарки. Рождество по старому стилю праздновали не 7 января, а 25 декабря. И получалось, что Новый год встречали не до Рождества, а после.

Первая публичная рождественская ёлка в России была устроена Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи её стали устанавливать в домах петербургской знати. Однако постепенно рождественское дерево завоевало и жителей Петербурга других сословий.

А в конце 1840-х – 1850-х годов «немецкое обыкновение» начинает быстро распространяться, и обычай устроения ёлок на Рождество становится модным.  Возле Гостиного двора в Петербурге появились ёлочные базары.

По мере того, как рождественская ёлка становилась все более популярной у населения, менялись и её украшения. Вплоть до XIX века ёлку украшали в основном съедобными «игрушками»: печеньем, сладостями, яблоками, орехами. Настоящий «сбор урожая» с рождественской ёлки разрешался только на Новый год или Богоявление, как писал страсбургский хирург Бальтазар Бек в XVI веке: «приходят мальчишки «обтрясать» рождественское дерево». Скоро, примерно в XVII веке, на ёлках появились первые звёзды, сделанные из золотой бумаги и соломы. Очень популярны были пряники и выпечка из сдобного теста, в основном, в виде сердечек, кренделей и витых бубликов.

 В течение XIX века ёлочные игрушки совершенствовались: появились стеклянные шары, стеклянные яйца, фонарики из лужёной жести, различные животные из дрезденского картона – выбор стал огромным.  Игрушками из картона стали украшать ёлку в конце XIX века. Особенно популярными были «дрезденские картонажи» – такое название фигурки получили потому, что изготавливались в окрестностях Дрездена. Мода на картонажи распространилась быстро – вскоре картонные игрушки, замысловатые и совсем простые, начали делать в Лейпциге, а потом и в России, но назывались они по-прежнему – дрезденскими.

Долгое время верхушку ёлки никак не наряжали, к тому же у подвешенных деревьев это сделать просто невозможно. Только в XIX столетии начали украшать и верхушку. Там могли находиться ангел в длинном одеянии из сусального золота или посеребренного стекла, райская птица из золотой бумаги или просто золотое яблоко. Иногда на верхушку надевали звезду с хвостом, как у кометы. Она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала путь трем мудрецам с Востока и возвещала волхвам о рождении младенца Христа.

Свеча на дереве особым образом напоминала о Рождестве Христовом, ведь именно тогда появился «свет во тьме». До появления электричества свет на ёлке был роскошью. Дерево со свечами создавало совсем другое настроение, а характерный запах восковых свечей создавал особую атмосферу. Были специалисты, которые сделали украшение ёлки особой наукой. В конце XIX века, в 1878 году, Гуго Эльм в своей «Золотой книге о Рождестве» писал об «изящном расположении различных украшений на ёлке», чтобы избежать «бессмысленной мешанины». Описание маленьких вещичек, которые украшали рождественскую ёлку, может заполнить не один многостраничный том. Так как наиболее ценные и изящные украшения использовались не один раз, если их аккуратно хранить в картонных коробках, во многих семьях их передавали из поколения в поколение.

К концу XIX столетия ёлка в России становится обычным явлением. В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок.

Вплоть до Октябрьской революции Россия все еще продолжала жить по юлианскому календарю, в то время как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый папой Григорием XIII в 1582 году. Необходимость проведения календарной реформы, перехода на новый стиль ощущалась с XVIII века. Уже при Петре I в международных отношениях Россия была вынуждена пользоваться григорианским календарем, в то время как внутри страны жизнь еще в течение двух столетий протекала по старому стилю. 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Поскольку разница между старым и новым стилем составляла 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января.

Обычаи и элементы праздника, уходящие корнями в очень далёкое прошлое, срослись в цельный образ. Многие поколения людей изменяли образ рождественской ёлки в соответствии с собственным представлением об идеальном праздничном дереве. Однако традиция оказалась устойчивой. Во всех уголках мира, где сегодня следуют обычаю наряжать ёлку, эта традиция продолжает жить.

Читайте о праздновании Нового года и Рождества в Петербурге:

https://www.nrfmir.ru/ru/content/rozhdestvo-i-novyy-god-v-peterburge

 

 

Новогодняя елка
Рождественская елка в Аничковом дворце
Поздравительная открытка
Ёлочные украшения
Новогодняя открытка. А.Н.Бенуа. Конец XIX - нач.XX в.
Смотрите также:
25.03.2019
Кирочная 24. Проведение ремонтных работ на дворовых фасадах. Фото НРФ МИР
Рассказываем о работах по капитальному ремонту дворовых фасадов Дома Ю.Б.Бака (Кирочная, 24А) На основании государственного контракта № 18-396/Б/ФС...
21.03.2019
Кирочная 24. Фото НРФ МИР. Март 2019 г.
В последнее время в СМИ появилось много публикаций, содержащих недостоверную информацию о реставрации Дома Ю.Б.Бака. Уточняем: по условиям  го...
20.03.2019
Расчистка лепного декора. Август 2018 года. Фото НРФ МИР
В ходе капитального ремонта Дома Ю.Б.Бака  проведена реставрация архитектурно-лепного декора лицевого фасада На основании государственного кон...