+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Место

Галерная ул., 33, 35 Английская наб., 34
Россия
RU
1 п. XVIII в. Построен
1868–1871 Перестроен, арх. Ф. Л. Миллер
1885 Изменен фасад, расширен, перестроен корпус по Галерной ул., арх. П. П. Шрейбер
ХХ в. Надстроены 3 и 4 этажи по Английской наб.

Заказчик: СПб ГБУК «Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера»

На своей прародине, Германии, род Дервизов неизвестен, ибо известность он приобрел исключительно в России, прежде всего в Петербурге и Москве.

Дом С. П. фон Дервиза, занимающий сквозной участок Английская наб./Галерная ул., имеет богатую историю. В первой четверти XVIII в. на месте домов № 34 по Английской наб. и №№ 33 и 35 по Галерной улице появились две городские усадьбы. Владельцем восточной усадьбы был известный государственный деятель Артемий Волынский, а западной — сенатор А. Л. Нарышкин. Впоследствии оба участка часто меняли хозяев.

В 1883 г. оба дома перешли в собственность барона Сергея Павловича фон Дервиза. Сергей Павлович был незаурядным пианистом, окончил Московскую консерваторию. Став владельцем обширного дома, Сергей Павлович поселился в восточном особняке, а западный отвел своей матери Вере Николаевне.

В 1885 г. Сергей Павлович затеял перестройку домов на Английской набережной. Приглашенный для этой цели архитектор Петр Павлович Шрейбер объединил дома по набережной единым фасадом, увеличив высоту парадных помещений второго этажа, а в 1900 г. Вместе с гражданским инженером Михаилом Николаевичем Кондратьевым надстроил в этом (теперь едином) доме третий этаж. С Галерной улицы по-прежнему оставались два самостоятельных дома. Поэтому один из домов со стороны Галерной улицы он предоставил для проведения музыкальных концертов и представлений. Здесь, как и в особняке по набережной, П. П. Шрейбером были заново оформлены все интерьеры. Но истинным шедевром было создание им блестящей анфилады гостиных, оформленных в стиле эклектики.

Парадная анфилада включает три гостиные: Мавританскую, Кленовую и Красную.

Потолок и стены Мавританской гостиной сплошь покрыты позолоченным орнаментом. На одной из дверей, ведущих в небольшую гостиную, имеется стекло с выгравированным гербом фон Дервизов.

Стены Кленовой гостиной оформлены кленовыми панелями со вставками живописных панно на шелке (панно подписные — Х. Пенон). Филенчатые кленовые двери покрыты тончайшей резьбой в виде венков, гирлянд, бабочек. Завершал анфиладу Красный зал, получивший свое название по цвету стен. В цокольной части зал оформлен деревянными панелями с мраморными вставками. Здесь со времен Сергея Павловича находятся предметы мебели, выполненные в сложной наборной технике «маркетри».

В конце 1890-х гг. в этих помещениях давал спектакли «Дом интермедий», возглавляемый В. Э. Мейерхольдом. В 1903–1905 гг. С. П.фон Дервиз продал дом и уехал с семьей в Париж. Новый владелец дома — барон А. Г. Альфтан просил разрешения в Санкт-Петербургской Городской Управе на разделение участков и такое разрешение получил.

Единое владение снова разделяется на отдельные участки с перезакладкой проходов и выходов. Единая анфилада была отделена от Зимнего сада и Концертного зала.

В 1909 г. архитектор Л. Л. Фуфаевский переоформил интерьер Красной гостиной, в т. ч. пристроив эркер. Теперь часть Красной гостиной с эркером относилась к владению с Галерной улицы, остальная часть Красной гостиной — к Английской набережной. 

Остальные помещения от раздела пострадали также, но не в такой степени. Оказалось искажено пространство Красной гостиной, декорированной барельефами музыкальных инструментов, картушами, волютами, гирляндами, фантастическими животными, растениями. Оказались разделенными пространственно два световых фонаря. Один из которых (условно говоря, относящийся к части особняка по Галерной улице) был отреставрирован в 2003 г. к юбилею города. А второй плафон, заключенный в кессонированную раму с уникальным матированным остеклением, остался в другой части гостиной, приближенной к Английской набережной.

В зале сохранился наборный паркет из множества сортов и пород драгоценного деревянного шпона, рисунок которого изображает фантастических драконов с извивающимися и переплетающимися хвостами.

Сегодня в здании располагается Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» —
один из популярнейших оперных экспериментальных театров Санкт-Петербурга под художественным руководством Народного артиста России Юрия Александрова.

Получите консультацию по работам