+7 (812) 309-46-29

Форма поиска

Вы здесь

Место

Кирочная ул., 43
Россия
RU

1901–1904 Арх. А. И. фон Гоген, Г. Д. Гримм; худ. А. Н. Попов, Н. А. Шабунин; мозаичисты М. И. Зощенко, Н. Е. Масленников; ск. А. Е. Громов
1943 Повреждено
1949–1951 Восстановлено, арх. М. М. Плотников​

Заказчик: Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры Государственный мемориальный музей А. В. Суворова»

В 1898 г. в связи со 100-летием со дня смерти А. В. Суворова при Главном штабе была учреждена Суворовская комиссия и организован сбор средств на устройство мемориального музея Суворова. Долго выбиралось место для музея. Все дела по строительству передали Академии Генерального штаба. 8 июня 1901 г. состоялась торжественная закладка музея, строительством которого руководил автор проекта архитектор А. И. фон Гоген.

13 ноября 1904 г., в 175-летнюю годовщину со дня рождения полководца, состоялось торжественное открытие Суворовского музея.

В честь этого события Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Было отчеканено 150 бронзовых и 30 серебряных медалей, которые вручались лицам, внесшим особый вклад в создание музея.

В 1902 г. рассматривались эскизы больших мозаичных картин, которые по проекту должны были быть размещены на лицевом фасаде. Авторы картин выезжали к месту событий. Попов, командированный в Швейцарию, лично проделал весь маршрут суворовского похода. Шабунин около полугода прожил в имении А. В. Суворова в Кончанске. Шабунин изобразил Суворова по выходе из церкви, находившейся рядом с домом Александра Васильевича, с письмом Павла I в руках. Попов изобразил Суворова на марше во время перехода войск через Кинциг-Кульмский перевал.

В июне 1903 г. начались мозаичные работы над картинами. Заказ приняло «Общество взаимного вспомоществования русских художников». Работы вели художники-мозаичисты Академии художеств: преподаватель М. И. Зощенко — отец будущего писателя — («Отъезд Суворова в Итальянский поход 1799 г. ») и Н. Е. Масленников («Переход Суворова через Альпы в 1799 г. »). Мозаика набиралась по кальке с левой стороны, кроме лиц. Остальные части заливались цементом и на железобетонных плитах крепились к стене с помощью 4 крюков, затянутых шайбами изнутри здания. Швы на мозаичных полотнах с лицевой стороны были заделаны после установки мозаик на стенах здания. Работы продолжались менее года. К открытию музея все мозаичные работы были полностью завершены. Для выполнения значительной по масштабам работы потребовалось 8048 килограммов смальты. По своим необычным размерам (почти 4 метра в высоту и около 9 метров в длину) мозаичные картины представляют собой выдающиеся произведения искусства.

В Первую мировую войну, затем в годы революции и Гражданской войны экспонаты музея были эвакуированы, попали в руки белых, затем красных, в 1923 г. Были вывезены в Москву и в том же году возвращены в Петроград. Долгое время экспонаты Суворовского музея находились в Артиллерийском историческом музее. В 1940 г. в здании Артиллерийского музея был открыт Суворовский зал.

В 1943 г. в здание Суворовского музея попала фугасная бомба и была разрушена часть левой стены четырехугольной башни, уничтожена круглая башня, соединяющая середину здания с левым крылом. Взрывной волной сдвинуло левое крыльцо, пострадало левое мозаичное панно.

После войны здание музея было решено восстановить.

2 мая 1951 г. состоялось торжественное открытие Государственного военно-исторического музея А.В. Суворова.

28 января 1991 г. Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова был преобразован в Государственный мемориальный музей А. В. Суворова.

Получите консультацию по работам